Ознакомление детей с календарем в детском саду. Методика ознакомления дошкольника с календарём о е ефимина

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каж­дая мера времени имеет свою количественную характеристику и слу­жит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии система­тической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представле­ния о календарном времени. Заучивание названий и последова­тельности дней недели, месяцев не дает представлений о длительнос­ти, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодич­ности.

Нет сомнения в том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориен­тировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

С помощью календаря определяется время наступления праздни­ков, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с ка­лендарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также пред­метом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается инте­рес к разным параметрам времени: в 6-7 лет ребенка интересует длительность того или иного явления, количественная характе­ристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с ка­лендарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных проме­жутков, с овладением четкой системой временных эталонов, до­вольно сложные (их. можно отнести ко второй категории трудности по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овла­дение знаниями о календарных эталонах предполагает: 1) осво­ение ребенком умений измерять время с помощью общепринятых приборов; 2) овладение знаниями временных эталонов, их количест­венной характеристикой и восприятием их продолжительности; 3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой слож­ной системы временных эталонов.

Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необхо­димый запас количественных представлений, дети уже знакомы с про­должительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возмож­но в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.

Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почув­ствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности дней недели, месяцев, их названий. Вместо этого она рекомендовала использовать отрывной календарь как наиболее наглядный прибор измерения вре­мени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить («прочитать») каждый день недели на календаре. Обратная сторона листка остается чистой.

Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделениями по раз­меру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего отделения скла­дывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ про­шедшей недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верх­него ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верх­них рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования.

Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью на­глядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель - месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно скла­дывается год. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прош­ло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окон­чания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают слож­ные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходи­мые знания о временных эталонах, связанных с календарным време­нем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в те­чение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодич­ности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

Надежда Афанасьевна Никитина

Цели : Знакомство детей с разными видами календаря ;

формировать стремления планировать свою жизнь по календарю ;

представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен

года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый

закрепление умения составлять модели (суток, недели, года,

ориентироваться на модели.

Задача : Формировать элементарные временные представления.

Демонстрационный материал : Демонстрационный материал : разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный) ; модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного) ; модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной) .

Раздаточный материал : картинки с изображением времени года, детский карманный календарь , наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый) ; модели дней недели в виде цветика – семицветика.

Ход деятельности

Воспитатель : Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.

Игровое упражнение с моделью «Сутки»

Воспитатель : Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?

Дети : Это модель суток.

Воспитатель : Из каких частей состоят сутки расскажут ребята

(дети читают стихи)

1. «Утро»

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

2. «Добрый день»

Целый день, целый день

В игры нам играть не лень

Днем мы любим заниматься

Прыгать, бегать, кувыркаться.

3. «Вечер»

За окном уже темнеет

Бабушка тихонько дремлет,

Посмотри скорей в окно

Огоньков полным полно.

4. «Ночь»

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик

Все вокруг стать должны

Папы, дети тоже

Воспитатель : О каких частях суток рассказали дети?

Дети : Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.

Воспитатель : Из скольких частей состоят сутки?

Дети : Сутки состоят из 4 частей.

Воспитатель : Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?

Дети : День, вечер, утро, ночь.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

Игра с картинками

Воспитатель :Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)

Дети : Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать

Воспитатель : А когда дети играют?

Дети : Днем.

Воспитатель : А когда спят?

Дети : Ночью.

Воспитатель : Ребята, помогите мне закончить предложение.

Игра «Закончи предложение»

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Воспитатель : Изменяется ли последовательность частей суток.

Дети : Нет, не изменяется.

Воспитатель : А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.

Дети : Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.

Работа над закреплением понятия «Неделя»

Воспитатель : Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети : Неделя.

Воспитатель : Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)

(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель : Сколько дней в неделе?

Дети : В неделе 7 дней.

Воспитатель : Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель : Как называется первый день недели? Третий? Шестой?

Воспитатель : В какие дни мы не ходим в детский сад?

Дети : В субботу и воскресенье.

Воспитатель : Какой день между четвергом и субботой?

Дети : Между четвергом и субботой находится пятница.

Воспитатель : С какого дня начинается неделя?

Дети : С понедельника.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.

(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)

Воспитатель : Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.

Воспитатель : Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?

(Дети отвечают)

Воспитатель : Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.

Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»

Воспитатель : Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?

Дети : Модель года.

Воспитатель : Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети : Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

Воспитатель : Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?

Дети : Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»

(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)

Загадки :

1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня (весна)

2. Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко – ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Дети показывают карточку символизирующую лето)

3. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят

(Дети показывают карточку желтого цвета)

4. Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

(Дети показывают карточку белого цвета)

Воспитатель : Какое время года между зимой и летом?

Дети : Весна.

Воспитатель : Какое время года предшествует осени?

Дети : Лето красное.

Воспитатель : В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

Дети : Новый год мы отмечаем зимой.

Воспитатель : В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?

Дети : Осенью.

Воспитатель : Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Дети : Лету красному.

Воспитатель : Назовите зимние месяцы.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Физкультминутка «В понедельник я купался»

В понедельник я купался (изображение пловца)

А во вторник – рисовал (рисуют)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)

В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)

Очень долго танцевал

А субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (приседают)

Знакомство с разновидностью календарей

Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети : С помощью календаря .

Воспитатель : Посмотрите, какие разные календари бывают . Для чего нужны календари ? Чем они похожи?

Дети : Календари показывают число , месяц, день недели; рабочие и выходные дни, обозначенным разным цветом : рабочие дни – черным, а выходные дни - красным.

Воспитатель : Чем отличаются календари ?

Дети : Размером, цветом оформлением.

Воспитатель : Вот этот календарь называется отрывной , а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Воспитатель : Еще бывают настенные календари , они бывают разные : помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети : Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель : На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.

Дети : потому что семь дней недели.

Воспитатель : На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.

(Воспитатель показывает перекидной календарь )

Воспитатель : А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.

(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь )

Воспитатель : Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Воспитатель : И, наконец, совсем маленький календарик , который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.

Воспитатель : Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Загадка :

Под новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Дети : Это календарь .

Воспитатель : Вы правильно догадались, это отрывной календарь . А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь ?

Дети : Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.

Воспитатель : Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем .

(Воспитатель показывает детям модель календаря )

Воспитатель : Какой формы этот необычный календарь ?

Дети : Он круглый.

Воспитатель : Правильно, наш календарь круглый , как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь ?

Дети : Белым, зеленым, красным и желтым.

Воспитатель : Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети : Мы обозначали времена года.

Воспитатель : На нашем необычном календаре мы видим , что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Воспитатель : Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?

Дети : Зимой.

Воспитатель : Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети : Новый год

Воспитатель : А что обозначает эта модель?

Дети : Она обозначает модель года.

Воспитатель : Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?

Дети : Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель : Назовите самые холодные месяца.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А теперь назовите самые жаркие месяца.

Дети : Июнь, июль, август.

Воспитатель : Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?

Дети : 12 месяцев.

Воспитатель : Назовите их по порядку.

(Дети называют месяца года)

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель : Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?

Дети : Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

Воспитатель : Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?

Дети : Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.

Воспитатель : Сегодня мы познакомились с необычным календарем . На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.

Воспитатель : как вы думаете, для чего календарь нужен человеку ?

Дети : Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.

Воспитатель : Что вы узнали нового, необычного о календарях ? Какие вы календари запомнили ?

Дети : Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.

Воспитатель : Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей , узнали об их назначении.

Воспитатель : А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари .

Воспитатель : Наше занятие закончено .








Вопросы темы: 1. Что такое календарь с математической точки зрения? 2. Зачем дошкольника знакомить с календарём (значение ознакомления дошкольника с системой календаря)? 3. Какой возраст детей «походящий» для введения календаря как системы счисления продолжительных промежутков времени? 4. Что такое модель календаря и как её рекомендуют использовать? 5. Методические рекомендации по ознакомлению с календарём? 6. Дидактические игры и упражнения или задания для закреплению понятий, связанных с ориентировкой в календаре? !!! Домашнее задание: изготовить модель календаря и подготовить 3 вопроса по материалу урока для перекрёстного опроса.

Что такое календарь с математической точки зрения? Для учёта больших промежутков времени, таких как дни, месяцы и годы, люди используют календари.

Что такое календарь с математической точки зрения? Календарь – это система счисления продолжительных промежутков времени

3. Какой возраст детей «походящий» для введения календаря как системы счисления продолжительных промежутков времени? В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т. к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят – с понятиями "вчера, сегодня, завтра" – с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл) – с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3) – с годом (количество месяцев, цикл).

Зачем дошкольника знакомить с календарём (значение ознакомления дошкольника с системой календаря)? В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что При ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени; Заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени; Систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

Основной дидактический материал – МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф. Н. Блехер. Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря

МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь)Ф. Н. Блехер. 1 -7 8 -14 15 -21 22 -28 29 -31 Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т. е. каждый день недели имеет свой цвет.

Значение модели: - дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; - ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа (Рихтерман, стр. 20, нов).

Приемы работы: беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку). соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.) связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием моделирование недели, месяца, года дид. игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21) характеризовать любой день: месяц, число, день недели, н-р, 15 января, среда) напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра соотнесение месяцев с временами года, с №п/п месяца использование иллюстративного, литературного материала

Давайте поговорим о том, что такое календарь, что он собой представляет. Это слово за всю свою историю имело разные значения. Сам термин происходит от латинского calendae. Это первый день месяца в Древнем Риме. Позже появилось слово calendarium - долговая книга, в которую в каждый день нового месяца заносились кредиторами обязательства и проценты по ним. А вот в Средние века слово уже приобрело современное значение.

Календарь: определение и краткая классификация

Так что же такое календарь в нашем понимании? Это своеобразная система отсчета длительных промежутков времени с их делением на более краткие периоды (год, месяц, неделя, день). Необходимость согласовать между собой и сутки привела к появлению нескольких календарных систем, а точнее трех:

  • солнечный календарь,
  • лунный,
  • лунно-солнечный.

Солнечный календарь основывался на вращении Солнца, согласовывая при этом
сутки и год. Лунный - на движении Луны, согласовывая сутки с лунным
месяцем. В лунно-солнечном календаре предпринималась попытка соединить между собой все эти промежутки времени.

Из истории календаря

А сейчас сделаем еще один небольшой экскурс в историю. Календарь, показывающий число, день недели, месяц и позволяющий сосчитать, сколько осталось времени до какого-нибудь важного события, впервые создали еще в Древнем Египте. Египтянам он был необходим для подсчета количества дней, оставшихся до разлива Нила. К этой дате они должны были заранее подготовиться: очистить каналы, отремонтировать плотины. Для них это было крайне важно. Не задержи они воду, та бы просто ушла в море, а урожай пропал бы без влаги. Жрецы заметили, что при на небосводе на рассвете появляется очень яркая звезда. Сейчас ее называют Сириусом. Именно в этот день и начинал разливаться Нил. Потом египтяне подсчитали, что эта звезда появляется один раз в 365 дней. Эти дни они поделили на 12 промежутков, каждый из которых состоял из 30 суток (теперь мы их называем месяцами). Последние 5 дней они поместили в самом конце года. Вот такой вид имел «прародитель» нашего современного календаря.

Со временем египтяне поняли, что допустили ошибку в подсчетах. Ведь через 4 года Сириус опаздывал на целые сутки. А через восемь лет еще на одни… Они выяснили, что год имеет 365 дней и еще 6 часов. Разница нам кажется совершенно маленькой, однако за 4 года набегают целые сутки. Египтяне не стали менять свой календарь. И лишь в 46 г. до н. э. изменения в их системе времени произвел римский император Юлий Цезарь. После этого календарь назвали юлианским. По нему каждый из месяцев года состоял из разного количества дней (31, 30, а февраль - 28). К самому короткому (февралю) один раз в 4 года прибавляли один день. Сейчас мы такой год называем високосным. Как известно, в нем 366 дней.

Современный календарь немного отличается от древнеегипетского и юлианского, имеет свои нюансы… Более тщательные расчеты позволили до секунд определить длину года. Казалось бы, какая мелочь все эти минуты и секунды. Но за 400 лет их набежало на трое суток. Следовательно, календарь вновь оказался неточным. И вновь потребовалось вносить коррективы.

В 1582 г. Григорий XII внес свои изменения и назвал календарь
григорианским. Шло время. За много лет расхождения между юлианским и составили целых 13 дней. Европа перешла на времяисчисление, предложенное папой римским. А вот Россия долгое время отдавала предпочтение юлианскому. В 1918 году при переходе на новый календарь пришлось убрать сразу 13 дней. В России было 31 января, и сразу наступило 14 февраля. И до сих пор при описании событий столетней давности во многих источниках часто указывается не одна, а две даты - старого и нового стиля. Необходимо заметить, что и нынешний календарь, к которому мы все привыкли, тоже несовершенен и содержит свои погрешности. Речь идет об ошибке в одни сутки, которые накапливаются за 3300 лет.

Разновидности календарей

Следует заметить, что в настоящее время календарь является не просто средством определения дня, года, месяца. Он имеет более широкое применение, а значит, и разновидностей его должно быть несколько. Все мы слышали, например, о детских календарях. А есть еще церковный, астрологический, метеорологический и др. Вкратце остановимся на каждом из них. И начнем, пожалуй, с детского.

Для самых маленьких

Итак, давайте разберемся, что такое календарь для детей, обсудим, каково его предназначение и отличительный черты.

Детский календарь развития помогает родителям следить за ростом и изменениями в развитии малыша: достаточно ли он прибавил в весе? Каков его рост? Есть ли прогресс в двигательном развитии, психоэмоциональном? Как правильно заниматься с ребенком, какие первые игрушки ему предлагать? Каждый малыш индивидуален, а потому и развивается своими темпами, и его достижения могут не совпадать с общепринятыми нормами. Задача календарей для детей в этом случае как раз и заключается в том, чтобы помочь ориентироваться родителям в нужных параметрах.

Следим за погодой

Несправедливо было бы в процессе нашего разговора обойти вниманием и такие разновидности, как астрологический, религиозный, погодный календари. Первые два вида нам хорошо известны. А вот вопрос о погодных календарях следует изучить более внимательно. Интересна сама история их возникновения. Итак, давайте рассмотрим, что такое календарь погоды и для чего он нужен.

Его появление обусловлено первой необходимостью людей систематизировать
свои наблюдения за погодными явлениями. В календарь заносили сведения о метеоусловиях в различные дни года, месяцев, сезонов. По аналогии с астрологическими, погодные предсказывали будущее состояние природы. Такие календари были еще в Древнем Риме. Пик увлечения ими приходится на Средние века. В те времена даже была издана «Книга природы» (1340 г.).

Несложно представить, насколько сложно рассчитать долгосрочные прогнозы.
Подавать их только на основе обычных примет просто наивно. Но множество погодных календарей было составлено именно таким образом. И люди в них верили. Одним из таковых был столетний календарь. А возник он следующим образом. В XVII веке жил аббат Маврикий Кнауэр. После тяжелой войны между протестантами и католиками
земли были опустошены и разорены. Сельское хозяйство пришло в упадок. Аббат Кнауэр был очень обеспокоен этим. Погода его тоже не радовала. Снег и поздние заморозки весной мешали сеять, от ливней вымокали культуры, засуха летом губила урожай. Аббат Кнауэр начал вести дневник наблюдений за погодой. Конечно, у него не было никаких метеорологических приборов. Он просто записывал свои наблюдения, давал субъективные оценки. Святой отец ошибочно считал, что погода зависит от ярких светил. Он пытался найти закономерности. Свои наблюдения аббат производил 7 лет. По его расчетам, погода должна была повториться в следующие семь лет (по количеству небесных светил, известных в то время). Однако впоследствии он убедился, что его прогнозы не оправдались. Потерпев неудачу, аббат прекратил вести свой дневник наблюдений. Однако на их основании он все-таки издал книгу-руководство для монастырей по ведению сельского хозяйства.

Прошли годы, и записи аббата попали к астрологу-врачу Хельвигу. И он, используя их, издал календарь погоды на сто лет, так называемый столетний календарь. Конечно, он был антинаучным. Но использовался на всей территории Германии. А в переводах распространился по всей Европе. Сфера его применения была довольно широка, иногда прогнозы даже совпадали. А о неоправдавшихся «предсказаниях» люди быстро забывали…

Что ж, мы с вами рассмотрели, что такое календарь, как он появился, вспомнили, какие существуют на сегодняшний день его разновидности. Надеемся, информация была вам полезна, и вы узнали для себя много нового и интересного.

Галина Шинаева

Самая трудная сфера действительности для познания ребенка дошкольника - время. Его нельзя увидеть, нельзя услышать, нельзя потрогать. В своей работе мы используем различные средства и способы «материализации» времени. Одним из таких средств является отрывной календарь . Календарь помогает детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями (день, неделя, месяц, год) .

Благоприятное время внесения календаря в группу , это начало календарного года . Дети наглядно видят целый календарь с 365 (в этом году 366) днями. В течение года , отрывая листочки, дошкольники наблюдают как «худеет» календарь , следовательно, год заканчивается.

Чтобы сформировать у детей представления о длительности года и эталонах его измерения, я сделала модель календарного года в виде ширмы раскладушки.

На первой страницы ширмы располагается отрывной календарь и семь кармашков разного цвета по количеству дней недели. Отрывая, каждый день, листок календаря и вкладывая его в определенный карман, дети закрепляют названия дней недели и их последовательность. Семь дней недели с первой страницы отправляются на вторую страницу.

Вторая страница с четырьмя карманами - неделями.


Семь дней недели в каждом кармашке - прошедшие недели месяца. По окончании месяца подсчитывается количество недель. Их четыре.

Листки, собранные за месяц отправляются на третью страницу в соответствующий карман.

Третья и четвертая страницы ширмы с двенадцатью кармашками – месяцами. Кармашки разного цвета. Зимние месяцы синего цвета, весенние - зеленого, летние - красного и осенние желтого цвета.


Из месяцев последовательно складывается год.


Так дошкольники постепенно осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени (день, 7 дней-неделя,4 недели-месяц, 12 месяцев - год) .


Публикации по теме:

Офорление уголка природы к новому учебному году Дерево "Времена года"Изготовление: 1. Распечатать на принтере или нарисовать 4 дерева, отразив.

Хочу поблагодарить свою коллегу за интересный материал. Вот какое дерево получилось у меня. Материал: картон, белая бумага, клей- гель.

Дидактическое пособие состоит из дерева и меняющихся деталей по временам года (цветочки, листья, снежинки). Дидактическое пособие будет.

Сегодня я хочу вам представить дидактическое пособие для изучения времен года. Это куклы, в наряде каждой и показаны приметы осени, зимы,.

Данное пособие можно использовать в самостоятельной деятельности, а также на занятиях по речевому развитию, в совместной деятельности по.

Цель: учить видеть признаки сезонных изменений. Расширять кругозор. Развивать тактильную память, внимание. Развивать мелкую моторику, речь,.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Времена года» Пособие используется для изучения и закрепления представлений о временах года Воспитатель Кускова Наталья.