Игры с пальчиками как средство формирования речи. Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

«Пальчиковые игры – как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом.

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги - психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Это самое благодарное времяпрепровождение.

Как играть с ребёнком, чтобы эта деятельность приносила не только удовольствие, но и пользу? В наше время стоит уделить большое внимание «пальчиковым» играм. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением – то назвать сложно! Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель же сказал: «Рука – это инструмент всех инструментов». «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» написал о потребностях маленького ребёнка: «…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание.

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка, развивают творческие способности и фантазию.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, открывать и закрывать коробки, отвинчивать и завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.).

Это важно при речевом развитии. Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

    Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

    Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

    У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

    В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Таким образом, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Таким образом, чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста нужно начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов мира пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой и систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетнего возраста учили детей в «Ладушки», «Сороку - Белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать из без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

Стимуляция развития речи у детей раннего возраста

Помощь детям с задержкой в развитии речи;

Подготовка руки к письму у старших дошкольников;

Тренировка внимания, пространственного мышления;

Воспитание эмоциональной выразительности.

Почему пальчиковые игры стали фантастически популярны внаши дни?

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список литературы:

    Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/ А Е. Белая. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат,2007. – 46, с.: ил.

    Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/Е.М. Косинова. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.:ил.

    Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/ М. М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: «САГА», 2002. – 224 с.+ цв.вкл.

    Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых/ М.С.Рузина. – СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл». – 176 с., ил.

    Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры/ Е.Ф. Черенкова. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 186 с.

    Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е.А. Янушко. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 56 с.

Ольга Сидорова
Пальчиковые игры, как средство развитие речи.

Пальчиковые игры .

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка , стимулируют развитие речи , творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть , тем лучше ребенок говорит.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей . Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством , стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры , в том числе и пальчиковые , сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых - родителей и педагогов.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей .

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры .

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию .

«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», - писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира» .

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка . Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы - постукивания подушечками пальцев , растирание, поглаживание основания пальцев , круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья - несут ребенку только здоровье.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом , чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево» , «вверх-вниз» , «вперед-назад» .

Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру , выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру , оформив ее какими-либо небольшими предметами - кубиками, шариками и т. д.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным . В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе , обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью . Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев . При этом применяется несколько видов растирания : кругообразное подушечками пальцев , кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы» . Кроме всех перечисленных массажных приемов , во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев (Приложение №1) .

К пальчиковым играм относятся , игры с пластилином , камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков , совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Основные принципы проведения пальчиковых игр :

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр :

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка .

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

«Лесенка» .

Соединить пальцы , затем пальцы вверху разъединить , ладони повернуть на 180 градусов и соединить пальцы внизу .

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали

«Цветки» .

Проговаривая стишок, на каждую строчку (по смыслу) : раскрыть пальцы-лепестки , слегка подуть на них, пошевелить пальцами ; собрать пальцы-лепестки в «бутон» , покачать им из стороны в сторону.

Золотистые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Золотистые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

«Щенок лает» .

«Изобразить» щенка. Проговаривая стишок, опускать и поднимать мизинец («открывать» и «закрывать» пасть).

Мой щенок сидит и лает,

Поиграть со мной мечтает.

«Человечек» .

Указательный и средний пальцы , потом средний и безымянный , безымянняй и мизинец бегают по столу.

Большие ноги

Шли по дороге :

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бегали по дорожке :

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

«Орешки» .

Указательным пальцем правой руки загибать по очереди пальцы левой руки , начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки :

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке косолапому, заиньке усатому.

«Утро» .

Утро красное придет, (Поднять вверх левый кулак.)

Солнце красное взойдет. (Разжать пальцы левой руки .)

Будут пальчики вставать , (Разжать пальцы правой руки .)

Будут пальчики играть . (Пошевелить пальцами правой руки .)

«Сон» .

На каждую строчку стишка загибать поочередно пальцы , начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать .

Этот пальчик лег в кровать .

Этот пальчик чуть вздремнул .

Этот пальчик уж уснул .

Этот – крепко-крепко спит.

«Зайчик» .

Ладони сложить вместе. Все пальцы , кроме больших, сжать в кулачки. Кулачки соединить, большие пальцы – вверх . Шевелить пальцами (ушками, проговаривая.

Вышел зайчик погулять.

«Коза и козленок» .

Изобразить козу рогатую и козленочка.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней козленочек спешит,

Колокольчик звенит.

«Грибы» .

1, 2, 3, 4, 5 – (На каждый счет загибать из кулака по пальцу .)

Вышли пальчики гулять . (Подвигать всеми пальцами .)

Этот пальчик гриб сорвал , (Загнуть большой палец.)

Этот пальчик чистить стал , (Загнуть указательный палец.)

Этот – резал, (Загнуть средний палец .)

Этот – ел, (Загнуть безымянный палец.)

Ну а этот – лишь смотрел. (Мизинец не загибать.)

«Домик» .

1, 2, 3, 4, 5 – (Разгибать пальцы из кулака по одному , начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять . (Ритмично сжимать и разжимать все пальцы вместе .)

1, 2, 3, 4, 5 – (Сжимать по очереди пальцы в кулак , начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

«Пчела» .

Вращать указательным пальцем правой , потом левой руки по часовой и против часовой стрелки.

Пчелки гудят,

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут.

«Братья» .

Все пальцы , кроме большого, сжаты в кулак – поговариваем первую строчку стишка. Дальше на каждую строчку разгибаем по одному пальцу , начиная с указательного.

Пальчик - мальчик , где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

«Филин» .

Кулачки прижать друг к другу. Большие пальцы – вверх (ушки, указательные – согнуть, приподнять (это глаза) .

Филин-филин, ты смотри,

Мышек поскорей лови!

«Волк» .

Правую ладонь – на ребро. Большой палец – вверх (ухо, указательный – согнуть (глаз) . Остальные пальцы вместе .

Из-за леса, из-за гор

Бежит волк –

Зубами щёлк.

«Орёл» .

На горе орёл, (Ладони обеих рук соединить в виде горы, скрестить ладони и помахать ими.)

У орла – перо (Сначала правой, а потом левой рукой нарисовать в воздухе перо.)

«Ладошка» .

Раз – ладошка, (Ладошка на столе.)

Два – ладошка, (Поставить на ребро.)

Кулачок. (Сжать в кулачок.)

«Ножницы» .

Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами (сначала одной рукой, потом двумя) .

Два конца стригут, стригут.

Нам все косы отстригут.

«Семья» .

Кончики пальцев соединять поочередно, начиная с большого. Поговаривая последнюю строчку стишка, сделать пять хлопков всеми пальцами сразу .

Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – мамочка ,

Этот пальчик – я ,

Вот и вся семья.

«Рыбка» .

Ладони на ребро. Пальцы двух рук соединить , большие пальцы поднять вверх , плавными движениями показать как плывет рыбка.

«Пальчики здороваются » .

На счет 1, 2, 3, 4, 5, поочередно соединять пальцы обеих рук : большой с большим, указательный с указательным…

«Лебедь» .

Локоть правой руки на столе. Пальцы сложить в щепоть , указательный согнуть. Левая ладонь с широко раскрытыми пальцами имитирует хвост .

«Осьминог» .

Кисти рук опустить свободно вниз, большие пальцы переплести . Остальные пальцы свободно двигаются .

«Ёлочка» .

Пальцы обеих рук переплести и выпрямить, ладони под углом друг к другу, на счет раз – ладони к себе, большие пальцы соединить вместе – верхушка. На счет два – развернуть ладони от себя , соединить мизинцы (они стали верхушкой, а большие пальцы разомкнуть .

«Очки» .

Соедини большие и указательные пальцы на обеих руках и поднести круги к глазам.

«Пальцы вместе – пальцы врозь » .

Ладони на столе, на счет раз – пальцы врозь , на счет два – пальцы вместе .

«Улитка» .

Кисти рук – замок, большие пальцы свободно шевелятся – получится улитка с рожками.

«Кулачок – ладошка» .

Сжимать и разжимать кулачки левой и правой руки одновременно.

«На лужок» .

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты дружок.

«Поиграем в пальчики » .

Загибать по очереди пальцы на обеих руках . На последние строчки шевелить пальцами обеих рук .

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печь топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

«Повстречались» .

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук , начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы .

Повстречались два котенка : «Мяу-мяу!» ,

Два щенка : «Ав-ав!» ,

Два жеребенка : «Иго-го!» ,

Два тигренка : «Р-р-р!» ,

Два быка : «Му-у-у!» .

Смотри какие рога.

ФотоотчетБеркаловой Елены Юрьевны

по теме

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Работая с детьми раннего возраста отмечено, что в последние годы у детей поступающих в детский сад уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).

Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с их одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.

Поэтому важным фактором считаю необходимость проведения работы с детьми по развитию мелкой моторики.

Для этого стараюсь в группе создать все необходимые условия для получения положительных результатов.

Оформлен книжный уголок - центр любимых сказок. Имеющиеся материал расположен таким образом, что дети свободно выбирают игрушки, книжки.

В игровой зоне воспитанники с увлечением играют с мозаикой, пирамидками, столовой посудой при этом, общаясь друг с другом, пытаясь помочь правильно расставить предметы, назвать их.

Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки; пуговицы, бусинки, геометрические фигуры. Достаточное количество развивающих игр, различных видов шнуровок, вкладышей.

Для оптимизации своей деятельности составила картотеку игр на развитие мелкой моторики и координацию пальцев рук.

Детям предоставлена возможность играть в игры с прищепками, мелкими игрушками.

В свободной самостоятельной деятельности ребёнок саморазвивается, свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Здесь я действую как партнёр.

В своей работе применяю разные формы и приёмы организации детской деятельности. Каждая, из них занимает своё место в педагогическом процессе.

Вместе с детьми мы учимся изображать из пальцев птиц и животных, разучиваем про них четверостишия, например в игре «Курочка и цыплята». Выполняя упражнения, вместе с детьми стараюсь задействовать пальчики обеих рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались с помощью стихов или потешек, например «Сорока-белобока», «Капуста» слушая, дети одновременно пытаемся «инсценировать» содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображения персонажа, их действий. В качестве сюжетного материала использую произведения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.

Большой интерес представляет конструирование (конструктор ЛЕГО). Работая с деталями конструктора дети общаются друг с другом, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Дети научились в быту, в самостоятельных играх налаживать контакты.

Чтобы активизировать словарь детей предпочтение отдаю фольклору, русским народным сказкам. Сказки более доступны детям дошкольного возраста, дети эмоционально откликаются на них.

Не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи ребёнка имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые провожу в индивидуальной работе с детьми. Например, шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц.

Постепенно включаю ребенка в процесс одевания. Они сами застегивают и расстегивают себе пуговицы и молнии. Это не только развивает движения рук, но и приучает ребенка к самостоятельности.

Кроме этого предлагаю детям, перебирая узелки верёвочки или бусины пальцами, называть по порядку стоящие на столе предметы, картинки или имена детей в группе.

В контактах с родителями использую наглядно-текстовые средства «Игра с пальчиками», «Играем дома». Провожу консультации, родительские собрания, даю рекомендации, советы.

Работая над развитием речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, расширился словарь, дети любят играть в пальчиковые игры.


ДОКЛАД НА ТЕМУ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Игра - это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский.

Что же такое « пальчиковые игры »? Техника « пальчиковых игр » очень проста, движения несложны. Однако они убирают напряжение рук, способствуют расслаблению мышц всего тела. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение « трудных » звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики - тем лучше малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, вы вносите большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит ускоренное и (что главное) правильное становление речи.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими - не важно). Если заниматься с ними постоянно - можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечнососудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш. А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм « Ладушки », « Сорока-ворона » или « Коза рогатая ». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей - универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей « Сороки-белобоки » помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Использование пальчиковой гимнастики в моей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Игры по тренировке пальчиков начинают с детьми раннего возраста, с так называемой пальчиковой гимнастики, провожу ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения- игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.

Итак, в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я ставлю следующие задачи:

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛЫ

Правило № 1. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

Правило № 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

Правило № 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

Правило № 5. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательнос

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти « откуски »).

2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Привожу примеры пальчиковой гимнастики, которые я использую в своей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Агентство по образованию

Владимирский государственный Гуманитарный университет

Кафедра дошкольного образования

Самостоятельная работа

по предмету:

Методология и методика психо-педагогических исследований

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Выполнила:

Проверила

Введение…………………………………………………………………………… .3

Пальчиковые игры………………………………………………………………… .4

Связь движений пальцев рук и речи……………………………………………… 5

Пальцы помогают говорить……………………………………………………..6-14

Вывод……………………………………….……………………………………… 15

Список литературы………………………………………………………………. 16

Введение

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, и вообще ничего не понимает, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык. Чтобы понять этот загадочный процесс, попытаемся посмотреть, как всё начинается.

Первая функция речи – это высказывание, сообщение и понимание, т.е. коммуникация. Общение непременно требует соответствующей системы средств, позволяющей передать свои мысли и переживания, и понять своего партнёра. Но, как мы пытались показать, даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка. Однако именно проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее распространенных на сегодняшний день.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, «Два толстых поросёнка», «Два рыжих таракана», «Краб») и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно прпевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Связь движений пальцев рук и речи.


Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

На рис. 3 показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

Рис. 3. Этапы развития функций кисти руки ребенка: 1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель, 4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.

Пальцы помогают говорить

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6–7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 - 3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски мелкую бумагу – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют все пальцы, и движения энергичны.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнурков.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, – получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Можно также использовать следующие виды деятельности:

Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

Цветные клубочки ниток для перематывания;

Деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);

Мозаика по возрастающей сложности;

Нанизывание бус, бисера, пуговиц;

Наборы веревочек разной толщины для завязывания и развязывания узелков;

Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);

Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

Вязание, шитье, вышивание;

Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

Лепка из глины или пластилина;

Игра «Театр пальчиков» с 1,5лет;

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра «Сорока – Белобока»:

Сорока – Белобока

(Взрослый чертит пальцем круги по ладони ребенка)

Кашу варила

(Слегка щекочет ее)

Деток кормила:

Этому дала,

(Загибает мизинец ребенка)

Этому дала,

(Загибает безымянный палец)

Этому дала,

(Загибает средний палец)

Этому дала,

(Загибает указательный палец)

А этому не дала -

(Вертит большой палец)

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай наперед:

(Взрослый поглаживает запястье ребенка)

Здесь водичка – холодненька,

Здесь – тепленька,

(Поглаживает сгиб локтя)

Здесь – горяченька,

(Поглаживает плечо)

А здесь – кипяток, кипяток!

(Щекочет ребенка).

Народные игры мудры – они вбирают в себя именно то, что так необходимо ребенку – близость взрослого (мамы), простейший стишок, легкий массаж, гимнастика пальчиков – отличный стимул для развивающейся речи.

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной потешки. Сначала делаются упражнения, потом потешка с движением обеих рук одновременно.

1-й КОМПЛЕКС

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «1 – 2 – 3».)

3. Пальчики здороваются (на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным...)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.)

5. Дети бегут наперегонки (движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

ПОТЕШКА « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Логопед показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки)

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их) .

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

ПОТЕШКА « БЕЛКА »

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

3-й КОМПЛЕКС

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

4-й КОМПЛЕКС

1. Пчела (указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

5-й КОМПЛЕКС

1. Замок (на счет «1» - ладони вместе, на счет «2» - пальцы соединяются в
«замок»).

2. Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает», перебирая пальцами, быстро двигается назад) .

3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).

5. Счет до 4-х (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

ИГРА - ПОТЕШКА «НУ-КА, БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

6-й КОМПЛЕКС

1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).

2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

4. «Ворота» (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

ПОТЕШКА «ПО ГРИБЫ»

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел.

От того и потолстел.

7-й КОМПЛЕКС

1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет раз - два.

ПОТЕШКА «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

8-й КОМПЛЕКС

1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их).

2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).

3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).

5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН»

(начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

9-й КОМПЛЕКС

1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).

2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).

3. «Дом» (оединить наклонно кончики правой и левой руки).

4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия).

5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

ПОТЕШКА «ПРЯТКИ»

(сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

10-й КОМПЛЕКС

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения: вверх, вниз).

2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединить с остальными).

3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чашки).

ПОТЕШКА «СОРОКА»

(При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца).

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Никогда не принуждайте ребенка к участию в игре. Игры пальцами очень заразительны. Понаблюдайте за ребенком, и вы увидите, что он тоже получает от этого удовольствие.

Вывод

Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 -2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с ее дном). Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия «книга» и не будет считать книгами те, которые ему еще не показывали. Напротив, если ребенку не только показывать, но и давать трогать книги, он очень скоро вырабатывает обобщенное понятие, и любая книга для него затем будет «книга».

Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Список литературы

    Аксенова М.Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание; М.: «Просвещение», 1990. № 8
    Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. / Дошкольное воспитание; М.: «Просвещение», 1987. № 8.
    Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка; М.: «Советская Россия», 1973.
    Кольцова М.М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973.
    Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду; М.: «Просвещение».
    Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,1997.
    Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; М.: «Просвещение», 1989.
    Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чипркина Г.В. Основы логопедии; М.: «Просвещение», 1989.