Внеклассное мероприятие «Волшебные сказки братьев Гримм. «Идём мы в гости к братьям Гримм Сценарий мероприятия по сказкам братьев гримм

Юлия Липанова
Сценарий досугового мероприятия «По мотивам сказок братьев Гримм»

Цель : расширение и закрепление представлений детей о литературных сказках братьев Гримм .

Задачи :

1. Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм .

2. Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции.

3. Вызвать интерес к сказкам и желание их читать и перечитывать.

Ход деятельности

I. Организационный момент

Как много сказок на земле -

Различных, непохожих!

Как много разных королей -

Они несхожи тоже.

Вот этот-трус, а тот - балда,

А этот спит на троне;

Один король - король всегда,

Другой - когда в короне.

У короля полно земли

И больше станет завтра.

Да только в сказках короли

Приятней, чем взаправду!

II. Основная часть

В начале XIX века в маленьких городах и селах Германии можно было встретить двух молодых людей, которые расспрашивали о чем-то местных жителей. Что же они искали?

Клад, который хотели отыскать эти два господина, расспрашивая людей во всех уголках страны, таился не в земле. Имя этому кладу - народные сказки . Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей. За 10 лет братья Гримм собрали больше двухсот сказок . И в 1812 году решили их напечатать. Эти книжки назывались «Детские и семейные сказки » .

Якоб и Вильгельм Гримм родились в Берлине , в семье чиновника. Получили юридическое образование в Марбурге, служили в Берлинском университете профессорами. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра . Родители очень часто устраивали детям семейные праздники. 24 февраля 2016 года исполнилось 232 года со дня рождения Вильгельма Гримма , младшего из братьев – сказочников . Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века и сразу же их полюбили. Книжки издавались огромными тиражами, позднее по ним снимались фильмы, мультфильмы, ставились спектакли. В знак особой благодарности народные сказки , сохраненные ими, стали повсюду называть «Сказками братьев Гримм » .

Друзья, сейчас поговорим

О добрых сказках братьев Гримм .

Не думали ли вы вначале :

Все братья Гримм насочиняли ?

На самом деле сказки эти

Давным - давно живут на свете.

А братья славно потрудились ,

Чтоб сказки нами не забылись .

Сегодня и представить трудно

Наш мир без этих сказок чудных .

ВИКТОРИНА

1. Что за сказка , подскажи! Чему учит сказка «Заяц и еж» ?

(Не хвастай своими достоинствами, не высмеивай недостатки других, иначе найдется тот, кто посмеется над тобой.)

2. За что старый седой человечек из сказки «Золотой гусь» наградил парня золотым гусем?

(За его доброе сердце и щедрость.)

3. Какие слова вышил на своем поясе портной Ганс из сказки «Храбрый портной» ?

(«Когда злой бываю, семерых убиваю» .)

4. Какие слова нужно было произнести, чтобы волшебный горшочек перестал варить кашу?

(«Раз, два, три, Больше не вари!» )

5. Кто из бременских музыкантов играл на скрипке (Кот)

6. В сказке «Гензель и Гретель» дети подошли к избушке, которая была сделана из хлеба, а крыша из пряников. Из чего были сделаны окошки в этом домике? (Из сахара)

7. Какой ниткой портной зашил боб (сказка «Соломинка, уголь и боб» ? (Черной)

8. Кто заколдовал прекрасного принца в сказке «Краснозорька и Белоснежка» ? (Маленький карлик)

9. Какой предмет уронила королевская дочка в колодец в сказке «Король-лягушонок» или «Железный Генрих» ? (Золотой мяч)

10. За кого король выдал замуж свою высокомерную дочь в сказке «Король Дроздобород» ?

(За бродячего музыканта)

11. Как отблагодарили сапожник с женой маленьких человечков (сказка «Маленькие человечки» ? (Сшили для них одежду и сделали башмачки)

12. Как звали дочку короля, которая была «Бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево»? (Белоснежка)

13. С помощью какого предмета король находил дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (сказка «Шесть лебедей» ) (Волшебный клубок ниток)

14. Что спрятали в церкви (кирхе) под алтарем кошка и мышка? (сказка «Дружба мышки и кошки» ) (Горшочек с жиром)

15. К кому попала падчерица, спустившись в колодец за веретеном? (К Госпоже Метелице)

III. Заключительная часть

Чему учат нас сказки братьев Гримм ?

(Быть добрыми, помогать друг другу, не лениться, никого не обманывать, любить людей.)

Бывает трудно жить,

Приходит грозный час,

Но сказка - это нить ,

Связующая нас.

Не в каждой сказке толк

Найдешь на первый взгляд.

Но в каждой сказке волк

Слабей, чем семь козлят.

Пойдем своей тропой,

А после поглядим :

Эрнст Август - кто такой?

А это? Братья Гримм !

Кто дружит с детворой

Всех стран и всех земель -

Курфюрст Вильгельм Второй?

Нет! Якоб и Вильгельм!

Исчез король давно,

Как мимолетный дым,

А ты откроешь том

И встретишь братьев Гримм .

В мире не так много памятников, которые поставлены не писателям, а их литературным героям.

Есть такой памятник и у героев братьев Гримм .

В Бремене стоит бронзовый памятник «Бременские музыканты» .

На постаменте стоит осёл, на спине которого - собака, на её спине – кот, а на самом верху – петух.

Публикации по теме:

Сценарий досугового мероприятия к Дню военно-морского флота «Девятый вал» Сценарий досугового мероприятия «Девятый вал» Автор – составитель: воспитатель Попова И. Н. Цель:продолжать формировать рекреационно-развивающую.

«Дорога сказок» Литературная игра по сказкам братьев Гримм 2 класс «Дорога сказок» Литературная игра по сказкам братьев Гримм 2 класс За месяц до начала игры дается задание прочитать сказки: 1. «Госпожа.

Сценарий культурно-досугового мероприятия «Веселые старты» Культурно - досуговое мероприятие «Веселые старты» Цели: Пропаганда здорового образа жизни Привлечение их к систематическим занятиям, подвижным.

В январе 2018г. среди дошкольных образовательных учреждений городского округа Мытищи проводится детский фестиваль "ЗВЁЗДНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП".

Музыкально-театрализованный спектакль по мотивам одноименной сказки братьев Гримм «Принцесса Белоснежка» Музыкально-театрализованный спектакль по мотивам одноименной сказки Братьев Гримм «Принцесса Белоснежка» - муз. композитора Ф. Черчиля.

Пересказ сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты» Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Сурковой О. В. Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».


  • Воспитательные задачи мероприятия:
    1. Воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде.
    2. Прививать любовь к такому жанру народного творчества, как сказка. Образовательные задачи:
    1. Познакомить учащихся с выдающимися сказочниками Германии братьями Гримм и их сказками.

  • Практические задачи:
    1. Активизировать употребление лексики.
    2. Активизировать употребление в речи грамматических конструкций типа: " Ich mag…" , "Ich kann…" u.s.w.

    Оборудование:
    1. проектор с экраном
    2. слайд-презентации: «Портреты сказочников», «Декорации к сказкам».

    4. Музыкальное сопровождение («Бременские музыканты»)
    5. Выставка книг
    6. Выставка рисунков
    7. Призы


  • Ход мероприятия.
  • Приветствие учеников: Guten Tag, liebe Freunde der deutschen Sprachen!
    Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить сказочное путешествие, во время которого познакомимся с героями сказок братьев Гримм. Все вы любите сказки, особенно волшебные. Именно волшебные сказки писали братья Гримм. Яков и Вильгельм Гримм - известные сказочники Германии. Нашей целью будет знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм.

    Многие их сказки вы хорошо знаете, о других слышали, а с иными познакомитесь сегодня. Будьте внимательны, так как по окончании нашего праздника вас ожидает викторина. Те, кто ответят правильно, получат призы.
    Вступительное слово учителя:
    Когда в детстве берут в руки тоненькие книжки с картинками, такие как «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка» или «Госпожа Метелица», то не очень-то задумываются над тем, кто такие братья Гримм. Не всегда знают, как их зовут, но так или иначе сказки братьев Гримм каждому человеку открываются в детстве и остаются с ним на всю жизнь. Вряд ли неразлучные братья Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гримм думали, что именно «Детские и домашние сказки», собранные ими, обессмертят их имена. Они были выдающимися учеными, обогатившими немецкую историческую науку, фольклористику и языкознание.
    Еще при жизни братьев сказки были переведены на датский, голландский, француз-ский и английский языки. В России в 1861-1863 годах выходило русское издание.
    В чем секрет их всемирной популярности? Ответ очевиден - в их занимательности и поучительности. Их сказки учат состраданию и доброте, находчивости и храбрости, смешат и заставляют сочувствовать несправедливо обиженным.

    Ведущий 1. Еще не переведенные на русский язык, они и их собиратели привлекли внимание наших поэтов. Первым обратился к сказкам братьев Гримм В. А. Жуковский, который уже в 1826 году в журнале «Детский собеседник» опубликовал свои сказки «Царевна-шиповник», а так же «Милый Роланд и девица Ясный свет», представляющие собой обработку сказок из сборника братьев Гримм.

    В Болдине летом 1833 года на черновых листах рукописей легкое пушкинское перо запечатлело загадочный двойной портрет. Великий русский поэт в ту пору сочинял «Сказку о рыбаке и рыбке». Один из эпизодов он заимствовал из немецкой сказки, в которой рыба-камбала удовлетворяет все неуемные желания тщеславной жены рыбака и даже превращает ее в римского папу. Пушкин тоже вначале сделал русскую старуху «римской папой», но затем этот комический эпизод, не вяжущийся со всеми прочими превращениями, он выбросил.

    Ведущий 2: В 1831 году в Лейпциге впервые на немецком языке выходит книга русских народных сказок с предисловием Якоба Гримма.

    В нашей стране сказки братьев Гримм стали особенно популярны в тридцатые годы благодаря блестящим пересказам С. Маршака и А. Введенского, а также комедиям Е. Шварца.

    Удивительное дело, но Якоб и Вильгельм Гримм, не будучи профессиональными писателями, заняли одно из самых достойных мест в истории немецкой и всемирной литературы.

    А сейчас мы предлагаем вам совершить путешествие по знаменитой дороге немецких сказок. Нашей целью сегодня будет знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм. Будьте внимательны, так как по окончании нашего праздника вас ожидает викторина.

    Итак, наше путешествие начинается!

    Ведущий 1: Посмотрите на карту! Это Немецкая Улица или Дорога сказок.

    Она связывает Бремен с Гамельном и другими местами, в которых возникали немецкие сказания и сказки. В целом, это расстояние составляет 600 км. Гессенский город Ханау образует конечную точку. На этой карте отмечены самые важные места.

    Die Deutsche Märchenstraße

    (Das Schema)

    Ведущий 2:

    Бремен: Здесь стоит памятник Бременским музыкантам.

    Гамельн: Этот город стал всемирно известным благодаря таинственному крысолову.

    Боденвердер: Здесь Барон Мюнхгаузен начал рассказывать свои небывалые истории.

    Кассель: В этом городе братья Гримм начали делать сборник сказок «Детские и домашние сказки». Здесь имеется музей братьев Гримм. Из Касселя и Мюндена совершают поездки к замку Спящей красавицы.

    Эшвеге: Это место – родина матушки Холле – Госпожи Метелицы, одной из самых известных сказочных фигур братьев Гримм.

    Гёттинген: В университете города Гёттингена учились братья Гримм.
    Швальмштадт: Здесь располагался дом всемирно известной сказочной героини Красной Шапочки.
    Шлюхтерн: Вблизи города находился монастырь, который часто посещали братья Гримм.
    Ханау: Здесь начинался жизненный путь Якоба и Вильгельма Гримм. В этом городе установлен памятник братьев Гримм, который напоминает об их творчестве.

    (Звучит музыка. На сцену выходят рассказчики.)

    Ведущий 1: Жили однажды 5 братьев Гримм. Якоб, Вильгельм, Карл, Фердинанд, Людвиг Эмиль и их сестра. Она была самой младшей, звали её Шарлотта.
    Все дети были рождены в Ханау. Они проживали своё самое счастливое время - детство в гессенском маленьком городке Штайнау, где их отец был начальником округа. В начале они думали, что жизнь прекрасна. Их маленький городок окружала живописная природа. Но хорошая жизнь внезапно закончилась.

    Ведущий 2: Когда Якобу было 11 лет, неожиданно умер отец. Семья должна была переехать из здания местного управления в квартиру, которая по своим размерам была намного меньше. Маме было тяжело прокормить 6 детей, т.к. ее заработки были незначительны. Теперь, совсем еще маленьким Якобу и Вильгельму, приходилось самим выполнять много работ. Дети из семьи Гримм рано узнали, что значит нужда. Сказочная фея всё не появлялася и волшебство не происходило. Оба старших брата отправились «в люди».

    Ведущий 1: Первой остановкой для них стал Кассель. Их тетя Генриетта была там камеристкой у известной графини. Она стала заботиться о Якобе и Вильгельме. В Касселе братья пошли учиться в лицей. Кроме того, они дополнительно берут занятия у придворного мастера. Каждый день они учатся по 10 - 11 часов. Мир не был для них сказочной страной с молочными реками.

    Ведущий 2: Затем, они посещают университет Марбурга и изучают юриспруденцию, как их отец. Как можно быстрее братья хотели начать зарабатывать деньги, чтобы помогать матери заботиться о братьях и сестре. В университете они познакомились с профессором, который уже скоро стал им другом. Его звали Фридрихом Карлом, и он был старше Якоба на 6 лет. В его частной библиотеке братья находили не только юридические книги. Они читали произведения Шиллера и Гёте и увлекались многим, что соответствовало новому духу времени.

    Ведущий 1: В 1808 умирает мать. Вильгельм стал часто болеть. Он страдал от болезней сердца и астмы. Якоб начал работать в небольшом бюро и иногда путешествовал в Париж и Вену. Вскоре Якобу и Вильгельму нашлась работа в библиотеке Касселя, где впервые появляются Спящая красавица, Белоснежка, Счастливый Ханс, Джоринда и Джорингель, Храбрый Портняжка, фрау Холле и все остальные сказочные образы…

    Ведущий 2: Если кто-то думает, что братья Гримм только собирали и записывали сказки, тот ошибается. Якоб и Вильгельм были еще настоящими профессорами. Более 10 лет они работали в Касселе как библиотекари и при этом издавали свои книги, которые способствовали все больше основе новой науки, германистики. В Гёттингене, в 1854 году появилась первая лента Немецкого словаря Якоба и Вильгельма Гримма. В декабре 1859 умирает Вильгельм, а через год после его смерти появляется вторая лента, которая была написана до буквы D.

    Ведущий 1: Якоб Гримм прожил еще 4 года и в сентябре 1863г. он умер. После его смерти появились 3 тома словаря. Последняя лента большого словаря братьев Гримм появлялась почти через 100 лет после смерти Якоба, в 1961 году.

    Таким образом, мы видим, что Братья Гримм сделали многое для своей страны и поэтому немецкий народ ими гордится.

    1чтец: Дорогой доброй сказки идём мы без опаски
    И дружно говорим: «Идём мы к братьям Гримм!»
    И встретят нас герои: красавицы и тролли,
    Лягушка и горшок, и боб, и уголёк.
    И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно,
    И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке.
    И снова повторим: «Пришли мы к братьям Гримм!»
    Посмотрите!
    (Учитель указывает на портреты сказочников).
    Учитель: Ich bin keine Lehrerin heute. Ich bin Zauberin. Und das ist mein
    Zauberstock. Как вы думаете, что это?
    Дети: Это волшебная палочка!
    Учитель: Damit mache ich Wunder.
    С ней я буду совершать чудеса, но вы должны мне помочь.


  • Also, zahlt bis 10!
    (дети считают до 10). Danke!

    Also, machen wir unsere Reise!
    Итак, наше путешествие начинается!
    Herzlich willkommen!
    Ich wünsche euch viel Spaß!
    Ich hoffe darauf, dass ihr hier gute Zeit haben werden.
    Also, hört zu!


  • . Каждый ученик получает картинку, где изображен эпизод сказки братьев Гримм.

    Учитель: "Ребята, каждый из вас очутится в гостях у той сказки, эпизод которой на вашей картинке. Скажите, как называется ваша сказка, и расскажите о чем она."


    ( Ребята рассказывают )

    "Steht auf! Hort zu! Macht mit. 1,2,3,4 - ins andere Marchen gehen wir!"

Конкурс «Ромашка» - угадай сказку по ее героям

  • Девочка, волк, бабушка, охотники (Красная шапочка)

  • Собака, пастух, осёл, кот, разбойники (Бременские музыканты)

  • Мачеха, старушка, ленивица (Госпожа Метелица)

  • Ёж, ежиха, заяц (Заяц и ёж)

  • Батюшка, волк, корова, мальчик (Мальчик-с-пальчик)

  • Волк, коза (Волк и семеро козлят)

  • Дурень, человечек, король, принцесса, гусь (Золотой гусь)

  • Великан, королева, мухи, портной (Храбрый портняжка)
Угадай сказку по ее началу

  • Однажды, летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья. Ему было весело, и он шил изо всех сил. (Храбрый портняжка)

  • Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая, работящая, другая – уродливая и ленивая. (Госпожа Метелица)

  • Был у одного хозяина осёл, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе так непригоден, как раньше. (Бременские музыканты)

  • Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. (Соломинка, уголёк и боб)

  • Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, не взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех любила ее бабушка и готова была ей все отдать. Подарила она ей однажды… (Красная шапочка)

  • Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене: «Как жаль, что у нас нет детей. Уж так у нас тихо, а в других домах, погляди, как шумно да весело. (Мальчик-с-пальчик)

  • Жил был человек. Было у него 3 сына. Звали младшего ДУРНЕМ; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали. Собрался раз старший идти в лес – дрова рубить, и дала ему мать в дорогу вкусный сдобный пирог и бутылку вина, чтоб не знал ни голода, ни жажды. (Золотой гусь)

  • Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, - дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал. (Заяц и ёж)
)

А теперь вашему вниманию предлагается сказка «Ёж и заяц;

Эстафета «Золотой гусь»

У первого члена команды в руках резиновый мяч – это и есть «Золотой гусь». Он бежит вокруг стула, возвращается к команде и к нему «приклеивается» следующий член команды. Теперь они бегут вдвоем. И так дальше, пока не «приклеятся» все члены команды. Чья команда быстрее закончит соревнования?

    А сейчас мы посмотрим другую сказку Братьев Гримм, А какую Вы скажете сами!


  • Инсценировка сказки «Горшочек каши»
Итак, что это за сказка?

У.: Давайте споём песню о дружбе вместе с героями сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
Итак, где вы побывали, с героями каких сказок познакомились?
Unsere Reise ist zu Ende. Hat es euch gut gefallen? Das ist eine Freude für uns!
Es ist Schluss mit unserem Wundern. Мы должны возвратиться в школу. Вы поможете мне? Zählt bis 20! Danke! Steht auf! 1, 2, 3, 4 - in die Schule gehen wir! Вам понравилось наше путешествие, ребята? С героями каких сказок вы познакомились? Какая сказка вам понравилась больше всего и почему? Вы были прекрасными моими помощниками. Auf wiedersehen, liebe Freunde der deutschen Sprache!

А теперь небольшая викторина.


  1. Какие немецкие города лежат на Немецкой дороге скозок?

  2. Какие пункты Немецкой Мэрхенштрассе напоминают о сказочных персонажах братьев Гримм?

  3. Как зовут братьев Гримм?

  4. Где они родились?

  5. Где находится памятник "Бременские музыканты"?

  6. Где жил таинственный крысолов?

  7. Кто родился в Bodenwerder?

  8. Где братья Гримм начинали свой сборник сказок?

  9. Где учились братья Гримм?

  10. Где стоит памятник, который напоминает о творчестве братьев Гримм

В качестве призов каждый ученик получает распечатанные биографию и сказки братьев Гримм, раскраску с изображением эпизодов сказок.

Внеклассное мероприятие

«Волшебный мир сказок братьев Гримм»

3 слайд

Биография братьев Гримм берет свое начало в Германии, в городе Ханау-на-Майне. Первым появился на свет Якоб. Его день рождения датируется 04.01.1785 г. Через год, месяц и двадцать дней в мир пришел его брат – Вильгельм. Можно сказать, что с того времени мальчики стали неразлучными: их дружба была непрерывной до самой смерти. Семья братьев относилась к средней прослойке населения Германии. Их отец служил адвокатом. Стоит отметить, что братья дополняли другу друга: Якоб был сильным, мужественным и очень выносливым. В то время как Вильгельм не отличался крепким здоровьем. Через 10 лет после рождения второго брата их отец скончался, оставив свою жену и детей в весьма тяжелом финансовом положении. Выжить и получить образование им помогла тетушка с материнской стороны. Студенческая биография братьев Гримм представляет собой описание блестящих успехов юношей в учебном процессе. Они были лучшими в Кассельском лицее. После его окончания братья были приняты в Марбургский университет. Там они планировали пройти обучение по юридическим наукам, дабы затем следовать по стопам своего отца. Параллельно с занятиями в университете ребята на досуге взахлеб зачитывались литературой: немецкой и зарубежной.

4 слайд

В 1803 году биография братьев Гримм меняет ход своего повествования. Переломным моментом служит издание «Песен миннезингеров» популярного в то время романтика Тика. Предисловием к данному творению служила волшебным образом повлиявшая на сознание юношей информация о фольклоре Германии. Братья Гримм сразу же поняли свое истинное предназначение – они были присланы в этот мир, дабы посвятить себя литературе и науке. Первый и последний раз братья расстались в 1805 году, когда Якобу с научным визитом пришлось посетить Париж. После этого они всегда были вместе: делили и кров, и пищу. С 1805 по 1809 год старший из братьев работал в Вильгельмсгеге библиотекарем и статсаудитором. Вскоре после окончания войны с Францией Якобу было поручено съездить в Париж, дабы вернуть экземпляры книг, увезенных французами.

5 слайд

В 1812 году они издают сборник «Детские и семейные сказки», благодаря которым их имя стало известно миллионам детей и взрослых во всем мире. Якобу пророчили дипломатическую карьеру, но это не вызывало ни у одного из братьев даже толики энтузиазма. Они выбирают службу в библиотеке Касселя, и в 1816 году Якоб присоединяется с Вильгельму, который уже работал в библиотеке на протяжении двух лет. Следующие четыре года они посвятили научным исследованиям. В 1825 году биография братьев Гримм пополняет свои страницы описанием важного в жизни Вильгельма событием: он женится.

6 слайд

Через четыре года в библиотеке Касселя меняется начальство. Несогласные с кадровыми перестановками Якоб и Вильгельм уходят в отставку. К тому времени они обрели широкую известность в научном мире благодаря своим трудам. Якоба приглашают профессором по немецкой литературе и старшим библиотекарем в Геттингенский университет. Вильгельм также устраивается в данное заведение. Через некоторое время оба брата были уволены из-за политических обвинений в адрес нового Ганноверского короля. Они вернулись обратно в Кассель. Данное событие произошло в 1837 году. Еще через три года взошедший на немецкий престол Фридрих-Вильгельм Прусский избрал братьев Гримм в члены знаменитой Берлинской Академии Наук. Это дало им возможность проводить лекции в лучшем учебном заведении страны – Берлинском университете.

7 слайд

В столице Германии они и прожили остаток своей жизни. Вильгельм умер в 1859 году 16 декабря. Его старший брат прожил на четыре года больше и скончался 20 сентября 1863 года.

8, 9 слайды

Многочисленные работы, посвященные филологии, более двухсот сказок и огромная роль в исследованиях немецкого фольклора – достояние, которое оставили после себя талантливые братья Гримм. Биография – краткая или же долгая история их жизнеописания – не может полностью отразить тех усилий, которые приложили Якоб и Вильгельм, чтобы их в веках запомнили как «родоначальников немецкой литературы», авторов Белоснежки, Золушки, Рапунцель и многих других потрясающих историй.

Викторина по сказке «Бременские музыканты»

10 слайд

Кто первым начинает путь в город Бремен и почему? (Осёл, потому что хозяин решил избавиться от него).

11 слайд

Кого первым встречает осёл по дороге в Бремен? (Собаку)

12 слайд

Что предложил осёл собаке? (Осёл предложил идти вместе и быть уличными музыкантами? «Я стану на лютне играть, а ты в медные тарелки бить»).

13 слайд

Кого следующим встретили осёл и собака в своём путешествии? (Кота)

14 слайд

15 слайд

Где решили заночевать друзья? (В лесу у большого дерева)

16 слайд

Кто из друзей «крикнул товарищам, что где-то неподалёку есть жильё, потому и огонёк мерцает»? (Петух)

17 слайд

Что увидел осёл, когда заглянул в окошко охотничьего домика? («Накрытый стол, на нём и яства, и питьё, а за столом разбойники сидят и угощаются»).

18 слайд

Что решили сделать друзья? (Они стали искать способ, чтобы выгнать разбойников из дома. «Осёл должен был упереться ногами в подоконник, собака – вспрыгнуть ему на спину, кот – взобраться на спину собаки, а петух – взлететь и сесть коту на голову».

19 слайд

Как отреагировали разбойники на появление неожиданных гостей? (Они «повскакали со своих мест … и в ужасе разбежались по лесу»).

20 слайд

Чем занялись друзья после того, как разбойники разбежались? (Они принялись ужинать)

21 слайд

Что делали разбойники после того, как в страхе сбежали из дома? (Они были в лесу. Когда увидели, что в доме погас свет, решили «Пойти к дому и поразнюхать» обстановку).

22 слайд

Что приключилось с разбойником, который пошёл к дому? (Разбойник разбудил всех друзей, испугался, убежал и рассказал всем, что в доме «поселилась страшная ведьма»).

23 слайд

Чем заканчивается сказка? (Разбойники больше не показывались в доме, а бременским музыкантам «так полюбилось жильё, что их оттуда ничем было не выманить»).

Викторина по сказке «Храбрый портняжка»

24 слайд

Как начинается сказка? (Портняжка сидел жарким летним днём у окна и услышал, как баба выкрикивала: «Сливовое варенье, сливовое варенье!»)

25 слайд

Откуда взялась надпись на поясе храброго портняжки? (Он сам её вышил после того, как одним ударом убил семерых мух).

26 слайд

Портняжка решил «…пуститься по белу свету, потому что его мастерская показалась ему уж слишком тесною для его удали». Что герой берёт с собой в дорогу? (Творожный сыр и птицу, запутавшуюся в кустарнике).

27 слайд

Кого встречает храбрый портняжка на своём пути? (Около горы храбрый портняжка встречает великана).

28 слайд

Как великан решил испытать силу храброго портняжки? (1. Нужно было стиснуть камень. 2. Нужно было подбросить камень вверх. 3. Вынести огромное дерево из леса).

29 слайд

Великан приглашает портняжку в пещеру переночевать, чтобы там избавиться от него. Как «малявке» удаётся остаться живым? (Портняжка перехитрил великана и не лёг на ту кровать, которую приготовил хозяин пещеры).

30 слайд

Почему король предложил портняжке «поступить в королевское войско на службу»? (Когда портняжка спал, люди из королевской челяди прочли надпись на поясе и решили, что такой силач пригодится на случай войны).

31 слайд

Какое задание даёт король портняжке и почему? (Король приказал убить двух великанов. Он хотел отправить портняжку в отставку, но боялся прямо сказать об этом).

32 слайд

Как портняжке удалось одержать победу над двумя великанами? (Он обхитрил их. Великаны начали драться и обвинять друг друга. Портняжка воспользовался моментом и заколол обоих).

33 слайд

В чём состояло следующее задание короля? (Нужно найти единорога и поймать его).

34 слайд

Каким было третье задание короля? («До свадьбы портной должен был изловить страшного кабана»).

35 слайд

Каков финал сказки? (Портняжка женится на принцессе и получает «полкоролевства в приданое»).

{jcomments on}

Внеклассное мероприятие: «Волшебные сказки братьев Гримм»

Учитель: Маврина Ляйля Габдрашитовна

МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ

Воспитательные задачи: привить любовь к такому жанру народного творчества, как сказка.

Образовательные задачи: познакомить учащихся с выдающимися сказочниками Германии братьями Гримм и их сказками.

Оборудование: выставка книг братьев Гримм.

Ведущие: В нынешние времена сказок почти не рассказывают. Что же рассказывать, когда есть книжка, читай на здоровье. А если сам не умеешь, мама прочтет. И по телевизору можно посмотреть сказку и по радио можно послушать.

А ранние сказки из уст в уста, так и хранились. Бабушка внуку рассказывает на ночь, тот подрастет и детей порадует. Книжек тогда было мало, а со сказками - и вовсе...

Давно это было, в начале прошлого века. Тогда еще люди из города в город ходили пешком или ехали на лошадях. Железных дорог и автомобилей в помине не было. Так вот в осеннюю мокрую пору тащилась по дороге карета. А вот и трактир. Трактирщик велел встречать гостей, но кучер только рукой махнул, велено ехать дальше.

Кого везешь? - спросил недовольный трактирщик. В такую пору надо сидеть у камина.

Спят господа.

Да кто же такие? Куда держат путь?

В Бёклендофф.

По какому делу?

Смешно сказать, за сказками.

В каком же селении? - спросил трактирщик. - Сказок послушать хотят?

Да пишут все. Им говорят, а они на бумагу. Скрип- скрип пером. Женщину на дороге остановили и ее попросили по басенку рассказать, теперь же спят голова к голове. Один на другого похож, словно братья. Так говорили кучер с трактирщиком и не знали, того, что в карете действительно братья, Вильгельм и Якоб.

А давайте вернемся в те времена и послушаем их рассказ о себе.

Биография

Якоб Гримм родился в 1785 году в семье небогатого немецкого юмориста. Через год родился его брат Вильгельм, до 1859 года братья не расставались. С детства братья проявили способности к наукам. Оба учились

Марбургском университете, стали профессорами Геттингенского, а затем Берлинского университетов, членами прусской Академии Наук. Они путешествовали по всей Германии и записали более 200 сюжетов сказок, а у каждого сюжета были еще варианты. В 1812 году братья Гримм опубликовали под названием «Детские и семейные сказки».

Список их трудов огромен. Они начали важную работу по изданию «Словаря немецкого языка». Последний том вышел в 1861 году. Сотни других книг выпущено талантливыми учеными собрания легенд и мифов, книги по грамматике, юриспруденции.

Нет на свете страны, дети которой не знали бы сказок братьев Гримм. Многие поколения детей замирали от страха за судьбы героев, сочувствовали добрым персонажам, учились распознаватьзло, коварство, ложь, прячущиеся за лживыми словами, радовались победе добра в человеческих отношениях. Вот таким сказкам братьев Гримм и посвящён наш праздник.

Конкурсы

I конкурс. Внимательно посмотрите на плакат и определите иллюстрации к каким сказкам братьев Гримм даны на нем.

II конкурс. Внимательно слушаем рассказ и определяем в какой сказке братьев Гримм происходит это.

1. Королевна ночью на своей кровати отправляется в гостиницу, где жил простой солдат и прислуживает ему как простая служанка. А утром ей кажется, что все это было во сне. (Ответ: «Синяя свечка»).

2. . В этой сказке 12 королевен по секрету от своих родителей ночью отправились в прекрасный, сверкающий подземный замок и танцевали там с прекрасными принцами до трех часов утра? (Ответ: «Стоптанные башмаки»).

3. В этой сказке две девушки отправляются за веретеном, упавшим в колодец. Некоторое время они вынуждены трясти перину в одном доме. Первая делаетэто старательно и в награду получает золотой дождь, а ленивая вернулась домой в смоле. (Ответ: «Госпожа Метелица»)

4. В этой сказке старуха - волшебница превращала девушек, приблизившихся к ее замку, в птиц. Так же она поступила с главной героиней сказки. Ну у этой девушки был жених. Юноша узнал, что он должен найти красный, как кровь, цветок, в лепестках которого была скрыта большая жемчужина. И все, чего касался цветок, освобождалось от злых чар. Влюбленный юноша нашел этот цветок и спас свою и еще семь тысяч девушек. (Ответ: «Иоринда и Иоригель»).

5. В этой сказке королевна любила придумывать обидные прозвища своим женихам. Один их женихов, из любви к ней, сменил мантию на нищенские лохмотья и провел ее дорогой унижений, чтобы она поняла, как горько человеку быть обиженным и осмеянным, чтобы сердце её смягчилось и стало так же прекрасно, как и лицо. (Ей пришлось жить в покосившемся домике на окраине города, продавать горшки на базаре, работать судомойкой в королевском замке и быть осмеянной на свадьбе короля). (Ответ: «Король Дроздобород»).

Третий конкурс

1. Почему сказка названа «Бременские музыканты»?

2. Перечислите героев сказки «Бременские музыканты»

3. Почему и как каждый из героев сказки оказался на улице? (Ответ: осёл состарился и не мог работать и его выгнали, собака не могла охотиться, ее решили убить, петуха-зарезать и кота решили утопить, т.к.он перестал ловить мышей).

4. На каких инструментах играл каждый из бременских музыкантов? (Ответ: пес - барабан, осел - гитара, кот - скрипка, петух - балалайка).

5. Каким образом они выгнали разбойников? Почему разбойники не решились вернуться в свой дом?

6. Как зовут эту героиню? («Родилась у нее маленькая, красивая девочка - белая, как снег, и румяная, как кровь, а волосы у нее были чернее черного дерева». Ответ: Снегурочка).

7. За что мачеха не взлюбила Снегурочку? Как она узнала о преимуществе Снегурочки? (Ответ: красота, зеркальце).

8. Какими способами пыталась убить Снегурочку злая мачеха? (Ответ: отправила в лес, отравила яблоко).

9. Кто спас Снегурочку? (принц)

10. Какую службу сослужил дураку золотой гусь? (ответ: помог жениться, т.к. он рассмешил королевну).

11. Какие испытания выпалина долю королевны в сказке «Король Дроздобород»? (Ответ: замуж за бедняка, домой пешком, самой готовить, вязать корзины, продавать горшки, работать судомойкой).

12. Сколько мух убивает, «храбрый портняжка» одним ударом? (Ответ: семь).

Четвертый конкурс

1. Какие две сказки Пушкину, можно сказать подсказали братья Гримм? (Ответ: «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Как называется у Андерсена сказка похожая на сказку «Синяя свечка»? (Ответ: «Огниво»)

3. Вы все знаете сказку «Аленький цветочек», а у братьев Гримм есть похожая сказка, назовите ее. (Ответ: «Беляночка и Розочка»)

4. На какую сказку братьев Гримм похоже русская народная сказка «Морозко» (Ответ: «Госпожа Метелица»)

5. Какая одноименная сказка есть у Братьев Гримм и Шарля Перро? (Ответ: «Золушка»)

Заключение:

Молодцы ребята! Вы показали хорошие знания. А сейчас подведем итоги конкурса.

Волшебный мир сказок.
Литературная викторина с ответами по сказкам братьев Гримм для младших школьников


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино, Курская область
Описание: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: расширение и закрепление представлений детей о литературных сказках братьев Гримм.
Задачи:
1.Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.
2.Вызвать интерес к сказкам и желание их читать и перечитывать.
3.Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции.
4.Выявить лучших знатоков сказок братьев Гримм.

Предварительная подготовка: вывешивание в классном уголке списка сказок братьев Гримм, которые дети могут прочитать к викторине.
Это сказки:
«Бременские музыканты»
«Госпожа Метелица»
«Семеро храбрецов»
«Храбрый портной»
«Заяц и еж»
«Молодой великан»
«Три змеиных листочка»
«Золотой гусь»
«Три перышка»
«Король-лягушонок»
«Дружба кошки и мышки»
«Гензель и Гретель»
«Соломинка, уголёк и боб»
«Мальчик с пальчик»
«Волшебный горшочек»
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
«Бременские музыканты»
«Спящая красавица»
«Рапунцель»
«Вор и его учитель»
«Стоптанные туфельки»
«Шесть лебедей»

Вопросы даны с избытком, использование их всех на одном классном часе необязательно.

Вступительное слово о братьях Гримм.
Чтец
Как много сказок на земле -
Различных, непохожих!
Как много разных королей -
Они несхожи тоже.
Вот этот-трус, а тот - балда,
А этот спит на троне;
Один король - король всегда,
Другой - когда в короне.
У короля полно земли
И больше станет завтра...
Да только в сказках короли
Приятней, чем взаправду!

Чтец
Два господина в сюртуках,

При шляпах и жилетах...
Не часто встретишь в деревнях
Таких вот разодетых.
Какой их путь сюда привел -
И, видно, некороткий, -
На площади германских сел,
На ярмарки и сходки?
И что за толк для них в пути
Средь люда забубенного?
Хотят имение найти
За неименьем оного?
Или отрыть решили клад,
Зарытый под горою?
Так что же нет у них лопат
И заступов с собою?
В начале XIX века в маленьких городах и селах Германии можно было встретить двух молодых людей, которые расспрашивали о чем-то местных жителей. Что же они искали? Клад, который хотели отыскать эти два господина, роясь в древних манускриптах, расспрашивая людей во всех уголках страны, таился не в земле. Имя этому кладу - народные сказки. Сказки с феями и великанами, остроумными простаками, принцами и принцессами и, конечно же, с королями.
Вот как сам Якоб говорил о своём занятии :«Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней»
Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей.За 10 лет братья Гримм собрали больше двухсот сказок.
И в 1812 году решили их напечатать. Эти книжки назывались «Детские и семейные сказки». Король Дроздовик, король с Золотой горы, король из сказки «Белая змея», король из сказки «Удачная торговля» - вот их сколько, поселившихся в сказках, собранных немецкими учеными братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом.


Якоб и Вильгельм Гримм родились в Берлине, в семье чиновника. Получили юридическое образование в Марбурге, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
24 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня рождения Вильгельма Гримма, младшего из братьев – сказочников.
Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века и сразу же их полюбили. Книжки издавались огромными тиражами, позднее по ним снимались фильмы, мультфильмы, ставились спектакли.
Братья Гримм написали немало научных трудов, но прославили ученых именно три сборника бережно собранных немецких народных сказок. И хотя Вильгельм и Якоб сами сказок не сочиняли, а только обрабатывали записанное, в знак особой благодарности народные сказки, сохраненные ими, стали повсюду называть «Сказками братьев Гримм».
ЧТЕЦ
Друзья, сейчас поговорим
О добрых сказках братьев Гримм.
Не думали ли вы вначале:
Все братья Гримм насочиняли?
На самом деле сказки эти
Давным-давно живут на свете.
А братья славно потрудились,
Чтоб сказки нами не забылись.
Сегодня и представить трудно
Наш мир без этих сказок чудных.

ВИКТОРИНА


1. В каком веке родились братья? (В XVIII веке)
2. В какой стране жили братья?(В Германии)
3. Как звали братьев?(Вильгельм и Якоб)
4. Назовите сказки братьев Гримм (Ответы детей)
5. 0 чем поспорили заяц и еж в сказке «Заяц и еж»? (Кто кого обгонит.)


6. Чему учит сказка «Заяц и еж»? (Не хвастай своими достоинствами, не высмеивай недостатки других, иначе найдется тот, кто посмеется над тобой.)
7. За что старый седой человечек из сказки «Золотой гусь» наградил парня золотым гусем?
(За его доброе сердце и щедрость.)


8. Какие слова вышил на своем поясе портной Ганс из сказки «Храбрый портной»?
(«Когда злой бываю, семерых убиваю».)


9. Какие слова нужно было произнести, чтобы волшебный горшочек перестал варить кашу?
(«Раз, два, три, Больше не вари!»)


10. Кто из бременских музыкантов играл на скрипке?(Кот)



11. В сказке «Гензель и Гретель» дети подошли к избушке, которая была сделана из хлеба, а крыша из пряников. Из чего были сделаны окошки в этом домике? (Из сахара)



12. Какой ниткой портной зашил боб (сказка «Соломинка, уголь и боб»)? (Черной)



13. Кто заколдовал прекрасного принца в сказке «Краснозорька и Белоснежка»?(Маленький карлик)


14. Какой предмет уронила королевская дочка в колодец в сказке «Король-лягушонок» или «Железный Генрих»? (Золотой мяч)


15. За кого король выдал замуж свою высокомерную дочь в сказке «Король Дроздобород»?
(За бродячего музыканта)


16. Как отблагодарили сапожник с женой маленьких человечков(сказка «Маленькие человечки»)? (Сшили для них одежду и сделали башмачки)


17. Как звали дочку короля, которая была «Бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево»? (Белоснежка)


18. С помощью какого предмета король находил дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (сказка «Шесть лебедей») (Волшебный клубок ниток)


19. Что спрятали в церкви (кирхе) под алтарем кошка и мышка? (сказка «Дружба мышки и кошки») (Горшочек с жиром)


20. К кому попала падчерица, спустившись в колодец за веретеном? (К Госпоже Метелице)

Подведение итогов викторины.

Выявление знатоков сказок братьев Гримм.
-Чему учат нас сказки братьев Гримм?
(Быть добрыми, помогать друг другу, не лениться, никого не обманывать, любить людей.)
Чтец
Бывает трудно жить,
Приходит грозный час,
Но сказка - это нить,
Связующая нас.
Не в каждой сказке толк
Найдешь на первый взгляд.
Но в каждой сказке волк
Слабей, чем семь козлят.
Пойдем своей тропой,
А после поглядим:
Эрнст Август - кто такой?
А это? Братья Гримм!
Кто дружит с детворой
Всех стран и всех земель -
Курфюрст Вильгельм Второй?
Нет! Якоб и Вильгельм!
Исчез король давно,
Как мимолетный дым,
А ты откроешь том
И встретишь братьев Гримм.

В мире не так много памятников, которые поставлены не писателям, а их литературным героям.
Есть такой памятник и у героев братьев Гримм.
В Бремене стоит бронзовый памятник «Бременские музыканты».
На постаменте стоит осёл, на спине которого - собака, на её спине – кот, а на самом верху – петух.