Пособие для игр и занятий "дидактическая стена". зона познавательного развития Говорящая стена в детском саду эстонская технология

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Что же такое интерактивность?

Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействиямежду объектами.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Интерактивная стена - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения. Интерактивная стена представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:

- зона познавательного развития,

- социально-коммуникативная зона,

- зона художественно-эстетического развития.

Основные цели и задачи интерактивной стены

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

Создать атмосферу эмоционального комфорта.

Создать условия для творческого самовыражения.

Создать условия для проявления познавательной активности детей.

Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Демонстрирующийся на интерактивной стене динамический ряд взаимодействует с детьми напрямую. При этом все манипуляции происходят на обычной стене. Интерактивная стена открывает безграничные возможности для создания неповторимых, оригинальных и индивидуальных интерактивных игр и презентаций. И совершенно неважно, будет это занятие по математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте и т.д. – каждый элемент может предстать в новом образе. С помощью предложенных воспитателем на интерактивной стене» предметов ребенок может получить необходимую информацию.От педагогического мастерства зависит, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт.



Использование интерактивной стены помогает развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление. Развивающие занятия с использованием стены становятся намного ярче и динамичнее.

Внедрение интерактивной стены позволило разнообразить материальное оснащение группы. Дети стали более инициативными, самостоятельными, общительными как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Екатерина СТАФУРОВА , воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» городского округа города Скопина Рязанской области, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»

Развивающую среду в Реджио-подходе называют «третьим учителем» (первые два — это родитель и собственно педагог). Пространство должно приглашать к исследованию и творчеству, создавать приятное ощущение «свежего воздуха», свободы, спокойствия, вызывать интерес и мотивировать. Как достичь этого эффекта?

Выделить пространство

Для начала нужно разобраться в том, сколько места мы можем выделить для детских игр и занятий. Нам понадобится какое-то место для хранения (полочка, комод с ящиками, стеллаж с открытыми полками, место на полу под корзины) и рабочее пространство (стол и/или место на полу, возможно, застеленное и ковром). Много идей по организации пространства есть на Pinterest по тегам reggio spaces и reggio playroom.
Вот несколько примеров:

Часть детской Кейт (блог An Everyday Story) Материалы привлекательно разложены, книги по теме стоят обложкой к ребёнку Детское Реджио-пространство из блога My Happy Crasy Life

Материалы для игры

Хорошо бы, чтобы в вашей домашней развивающей среде было хотя бы понемногу материалов каждой категории

Материалы для конструирования

Самый простой вариант — все разновидности кубиков, Лего и другие конструкторы. Но здесь можно использовать и множество других материалов. Многое зависит от возможностей пространства. В зоне конструирования могут оказаться спилы дерева, втулки от туалетной бумаги, дощечки и фанера, проволока. Кубики, Лего, другие материалы можно хранить прямо на полу в корзинах и контейнерах или выделить под них часть стеллажа/полки


Фото материалов для конструирования с сайта Mrs. Myers’ Kindergarten

Всё для ролевой игры и перевоплощений

Это ткани, костюмы, уголки для «домиков», кукольное хозяйство — в зависимости от интересов. В любом доме, где есть дети, есть и такие игры. Наблюдая за играми своих детей, подумайте, какими предметами можно обогатить их игровое пространство! Совершенно точно ребёнка порадуют «настоящие» предметы — телефонные справочники, одежда, шляпы, зонтики, сумки.

Творческие материалы

В Реджио-пространстве большое место отводится для творческой мастерской. Материалы для творчества могут быть привычными (краски, карандаши, мелки, разная бумага, ткани, глина, солёное тесто…) или самыми неожиданными (зубочистки, пуговицы, детали от сломанных игрушек, перышки, камни, кухонные принадлежности и др.).

Под домашнее «ателье» можно отвести часть стеллажа или полку. При этом совсем не обязательно хранить материалы в открытом доступе для всех детей, особенно если в доме есть малыши. Главное, чтобы они были в поле видимости. Здорово, если материалы и творческие принадлежности будут разделены по темам и красиво разложены.

Предметы, приглашающие к исследованию

Это может быть лупа или увеличительные стекла, бинокль, микроскоп, фотокамера. На полке может лежать блокнот или журнал для записей, карандаши.

Место для диалога

Кроме творческого «ателье» в Реджио-садиках есть ещё одно особое пространство — «пьяцца» (буквальный перевод с итал. — «площадь») — место, где дети и взрослые встречаются и обсуждают свои идеи и интересы. Дома такое место — чаще всего кухня, где семья за завтраком делится планами на день, а за ужином обсуждает, как он прошёл.

«Говорящие стены»

Ещё одна деталь развивающей среды — «говорящие стены» . В Реджио-садах на стенах висят детские работы и стенды с фотографиями и заметками (о ходе текущих проектов, идеях детей, их росте).

В домашних условиях под такую «документацию» можно отвести часть стены, можно повесить небольшую пробковую доску или сделать «стенд» из холодильника и магнитов.

Идея для холодильника

Дома места на стенах обычно немного и часто его занимают уже готовые детские работы. Но есть простой способ уделить внимание не только результату, но и процессу: это лист на холодильнике, разделенный на три графы.

В первой графе («Я заметил») записываем то, что видит ребёнок, на что он обращает внимание. Во второй графе («Я думаю») — его мысли по этому поводу. В третьей («Мне интересно») — его вопросы и всё то, что его удивило и заинтересовало. Это простая табличка может стать источником ценнейшей информации!

Принципы создания развивающей Реджио среды

Доверие ребёнку и вера в него

Самое важное — когда взрослые доверяют детям и полны оптимизма по поводу их возможностей. Все остальное — дело наживное.

Дети удивительно благодарно реагируют, когда мы доверяем им немного больше. И наоборот, даже самая прекрасно организованная среда не будет работать без контакта с ребёнком и атмосферы интереса и доверия.

Как это работает? Начинаем с малого! Не ждём, пока появятся средства на новую мебель или качественные творческие материалы. Нашим детям для творчества и поиска нужно не так уж много.

Попробуем сделать детское пространство чуть более открытым, чуть более организованным и приятным, чуть более красивым и интересным. И посмотрим открытыми глазами на своих детей в этом пространстве.

Открытость и доступность

Большинство материалов — в доступе и в зоне видимости. С материалами можно играть и творить по-разному, их можно и нужно смешивать создавая новые и новые игры. И сами материалы (по крайней мере, их большая часть) точно так же предполагают свободу творчества.

Посмотрим, что можно сделать с тем, что уже есть. Чаще всего можно рассортировать материалы и разложить по прозрачным контейнерам или корзинкам. Выбросить или убрать на время дешёвые пластиковые игрушки, постараться не вздрагивать, когда ребёнок смешивает и «портит» материалы (нас воспитывали довольно сурово в этом плане, но что такого страшного в том, что ребёнок за день израсходует пачку пластилина?)

Эстетичность и эргономичность

Должно быть удобно и красиво. Как можно больше натуральных материалов, приятных цветов. Мебель, которой удобно пользоваться детям. Книги и энциклопедии с хорошими иллюстрациями. Интересные детали интерьера. А самые лучшие украшения Реджио-среды — это детские работы (рисунки, коллажи, мобили, скульптуры…)

И снова мы начинаем с малого. Одна по-настоящему красивая книга на тему, которая интересна ребёнку (а в идеале — и ребёнку, и маме) больше всего. Убрать лишнее в кладовку, оставив на полочках свободное место. Поставить на полочку за материалами зеркало (или на заднюю стенку шкафа наклеить зеркальную плёнку). Добавить небольшое комнатное растение…

Особая тема — свет. Можно передвинуть детское пространство поближе к окну, купить более лёгкие шторы, улучшить освещение.

Поле для самостоятельности

Не только в игре и обучении, во всём — от одевания до приёма пищи. Задайте себе вопрос: «Как устроить так, чтобы ребёнок мог делать это сам?». Дети вполне могут пользоваться взрослыми вещами, даже такими сложными, как фотоаппарат или приборы для приготовления пищи, но, конечно, с помощью родителей.

Поддерживаем любопытство

И здесь развивающая среда может выходить за пределы игровой комнаты и за пределы дома. Прогулки могут стать самым интересным делом для всей семьи. У детей всегда есть чем нас удивить, и это прекрасно!

Организация развивающего пространства в духе Реджио

Один из классиков отечественный педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия.
В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже… стены.
Многие разработки, присланные на конкурс «Группы раннего развития. Развивающая среда для малышей», посвящены оформлению так называемой «сенсорной стены» - места, на котором крепятся материалы и различные приспособления для развития сенсорного восприятия детей.
Огромная роль при создании таких стен отводится цвету.
С работой по различению цветов, их называнию и использованию связано и множество других придумок воспитателей младших групп из различных регионов России.
С некоторыми из них мы сегодня познакомим наших читателей.

Мебель в форме «цветка»

Педагоги детского сада № 30 «Тополек» п. Славянка Приморского края разработали и создали оригинальную мебель под названием «Пятицветик», которая одновременно выполняет функцию обучающего пособия.

«Пятицветик» - это пять усовершенствованных детских стульчиков, скрепленных между собой в форме «цветка». Внутри «цветка» имеется объемное пространство, которое заполняется мячами, сшитыми из цветной ткани, соответствующей цвету стульев. Стульчики и мячи окрашены в красный, зеленый, желтый, белый, синий цвета. (Набор цветов соответствует требованиям ««Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.Васильевой.)

«Пятицветик» всегда находится в групповом помещении, используется в самых различных ситуациях - бытовых, игровых и собственно обучающих. Благодаря этому дети знакомятся с цветами и усваивают их названия без специально организованных для этого занятий в течение нескольких месяцев. Результаты наблюдений педагогов показывают, что к февралю 73% малышей определяют 3-4 цвета, а 21% детишек знают все основные цвета.

Городок состоит из четырех плоских домиков размером чуть выше роста ребенка четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. В каждом домике «живут» геометрические фигуры такого же цвета - круг, квадрат и треугольник. Между домиками - цветной заборчик. На его желтые колышки надеваются желтые стаканчики, на синие колышки - синие стаканчики и т.д. Еще заборчик можно украсить соответствующими цветными ленточками. Возле одного из домиков сидят собачки. И вот беда: у них все время расстегиваются ошейники. Приходится детям наводить порядок - застегивать ремешки. Рядом с другим домиком гуляют медвежата. И у них все время случаются неполадки в костюмах: то пояски расстегнутся, то сапожки расшнуруются.

Есть в Радужном городке волшебное дерево, которое меняет свой внешний вид в соответствии с временем года. А над пестрыми домиками светит ласковое желтое солнышко и сияет веселая разноцветная (атласная) радуга.

Тему разноцветья продолжает экран, закрывающий батарею. На нем изображена голубая вода. А в воде «плавают» разноцветные рыбки, которые крепятся к экрану с помощью пуговиц.

«Веселое путешествие»

Так называется сенсорная стена, которую придумали для своих малышей педагоги Татьяна Рыкова и Любовь Мельникова из детского сада № 19 г. Узловая Тульской области . Все элементы панно сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве, пересадить птичек, по-новому расположить узор на спинке божьей коровки. А веселые разноцветные колобки - не что иное, как светофор.
Если «шевелится» красный колобок и кричит: «Я горю! Смотрите все на меня!» - никто не должен шевелиться. Как только «подаст голос» зеленый колобок: «Теперь моя очередь!» - все начинают двигаться, а паровозик громко стучит колесами: «Тук-тук-тук!»

В том же садике «Тополек» п. Славянка для малышей чуть постарше выкрасили в разные цвета обеденные столики и стульчики, добавив к пяти основным еще два - розовый и голубой. Названия цветов постоянно присутствуют в разговорной речи: «Саша, зачем ты берешь синий стул? Ты же сидишь за розовым столом, значит, тебе нужен розовый стул». Столы можно использовать и для организации дидактических игр, позволяющих научить детей соотносить предметы между собой по цвету. Например, давались задачи разложить кубики на столы в соответствии с цветом: на красный стол - красные кубики, на синий - синие и т.д. Разнообразие вариантов употребления названия цвета в речи позволяет учитывать психологические особенности непроизвольного внимания.

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства, т.к. группа детского сада для детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»

Августовская конференция

Тема: «Как сделать в группе интерактивную стену:

советы воспитателям»

Подготовили: воспитатели

МБДОУ «Детский сад «Аленка»

Акишина Е.В.

Гринько Н.А.

Нвумова Т.Н.

Строганова Н.П.

п. Тюльган, 24.08.2018г.

Тема: Как сделать в группе интерактивную стену: советы воспитателям. (слайд 1)

Цель: обобщить педагогический опыт в сфере дошкольного образования. (слайд 2)

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

Оснащение : мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую малую группу

План проведения:

  1. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.
  2. Знакомство с понятием
  3. Особенности работы с интерактивной стеной
  4. Практическая поэтапная демонстрация
  5. Подведение итогов. Рефлексия.

I.Основная часть

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства, т.к. группа детского сада для детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. (Слайд 3)

Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно–развивающую среду. Вопрос организации предметно–развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно–пространственная среда. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной образовательной среды.

Что же такое интерактивность? (слайд 4)

Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Интерактивная стена - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения.

Приглашаем посетить «Волшебный детский сад» , где используют современные технологии. (ВИДЕО).

Так как, наш детский сад «Аленка» не имеет, таких современных технологий наши воспитатели используют в игре и в обучении интерактивные стены, сделанные своими руками. (слайд 5)

Все воспитатели готовят группы к новому учебному году. Обратите внимание на пустующие стены, ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми. Например, сделать одну из стен интерактивной.

Цель интерактивной стены: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада

Интерактивная стена решает важные задачи:

Создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

Позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

Обеспечивает эмоциональный комфорт в группе.

Интерактивная стена носит функцию своеобразного путеводителя среди множества материалов, пособий, развивающих игр. Реализуя ещё один принцип ФГОС ДО «признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений» педагог, организуя работу с интерактивной стеной, не пытается руководить ребёнком и направлять в нужное русло, а напротив - уважает его интересы и индивидуальные особенности развития. Он является наблюдателем, не вмешиваясь в деятельность, даже с целью поощрения. Предлагая выполнить задание, не навязывает ни темпа, ни процедуры решения, он не оценивает шаги к его выполнению. Следовательно, деятельность детей, занимающихся решением задачи самостоятельно, не регламентируется извне взрослыми.

Система организации работы с интерактивной стеной в каждой группе индивидуальна. Каждый педагог сам выбирает, каким образом будет осуществляться работа с интерактивной стеной. Как правило, в младших группах, в силу возрастных особенностей задания даются на один день. В старших группах система может быть рассчитана на неделю и даже на месяц.

Все игры и пособия являются неотъемлемой частью интерактивной стены. Содержание игр и пособий обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями детей.

(слайд 6) Например, в нашем детском саду для младшего возраста (3-4 лет) была придумана вот такая интерактивная стена, с помощью которой можно играть в следующие дидактические игры: «Посчитай бабочек», «Раздай игрушки детям», «Дорисуй лучики солнышку», «Найди предмет», «Наш день», «Найди такую же фигуру», «На что похоже солнышко» и многие другие.

(Слайд 7) Для детей средней возраста (4-5 лет) была разработана интерактивная экологическая стена с наглядной сменой времен года, которая может служить и как календарь природы. Работа со стеной позволяет уточнить у дошкольников временные и естественно -научные представления развить мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание и восприятие, связную речь, навыки звукового и слогового анализа слов. С помощью интерактивной стены дети играют в следующие игры: «Подбери и расскажи», «Когда это бывает», «Угадай по описанию», «Какое это время года», «Так бывает или нет», «У кого кто», «Лето или осень» и многие другие.

(слайд8) В старшей дошкольной группе (5-6 лет) дети с помощью интерактивной стены отправляются на «рыбалку с котом Леопольдом». Каждый день кот Леопольд знакомит их с новыми игровыми заданиями (цифрами, фигурами и т.д.). С такой интерактивной стеной дети этого возраста могут играть в следующие игры «Подбери по размеру», «Расставь от низкого до самого высокого» ,«Что шире, что уже», «Посчитай рыбок», «Каких фигур больше» и т.д.

(слайд 9,10) В подготовительной группе дошкольники путешествую на паровозике, который знакомит их с новым материалом и с помощью которого можно играть в следующие дидактические игры: «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши».

Разработаны многофункциональные пособия, которые можно использовать для творческой деятельности и для развития речи. Для старших дошкольников созданы речевые игры, игры с элементами обучения грамоте: «Угадай фрукт по описанию», «Какой первый звук в слове», «Опиши профессию» и т.д.

Таким образом, интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы, сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене, воздействует на сознание и воображение воспитанников. С помощью стены педагог и дети могут создавать оригинальные интерактивные игры и презентации. Ее можно использовать на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи, изобразительной деятельности, – каждый элемент представлять в новом образе. Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

II. Практическая часть

Предлагаем приступить к практической части . (Проводится игра «Дерево», деление слушателей на 3 команды).

1. команда: художественно-эстетическое направление;

2. познавательное направление;

3. социально – коммуникативное направление.

В начале учебного года проявим свое творчество и оформим пустующую стену, используя предложенный вам материал (картинки, бумага, ножницы, клей, карточки, скотч и т.д.) и обыграем её.

III. Рефлексия

Если сегодня вы узнали что-то новое и полезное, то украсьте свою «Интерактивную стену» цветами яркого цвета.

А если нет, возьмите цветок темного цвета.