Латышский народный костюм. «100 символов культуры»

Несмотря на то, что фибулы (по латышски sakta) встречаются в археологических раскопках в Европе, Скандинавии и России, так повелось, что многие латыши считают сакту исконно латышским украшением. Все потому, что в Латвии традиция носить национальную одежду и украшения сохранялась вплоть до 19 века, на эту традицию не повлияла ни эпоха возрождения ни Парижская мода. В некоторых регионах Латвии национальный костюм можно было встретить даже в начале 20 века. Вероятно поэтому Латвия отличается большим разнообразием сакт.


Изначально сакта носила практический характер, ею пользовались для скрепления одежды. Постепенно серебряная сакта стала своего рода показателем социальной принадлежности и зажиточности латышских крестьян.
Разнообразие латвийских сакт в большей мере связано с развитием городского ювелирного искусcтва. Главными заказчиками сакт были латышские крестьяне, а ювелирными мастерами были немцы, так как строгие цеховые правила не давали латышам попасть в городские цеха. Таким образом соединились древние традиции национальных украшений и художественные тенденции которые сформировались под влиянием искусства ренессанса и барокко. Благодаря чему появилось разнообразие сакт не имеющее аналогов в мире.

Магический смысл, который придавали сактам в древности окончательно был утрачен уже в 19 веке. Считалось, что металлические украшения защищают от злых духов, предотвращают несчастья и приносят удачу. В Латвии было поверье, что в момент смерти человека сакта должна была быть при нем, отчего она якобы приобретала исцеляющую силу. Эти сакты перед захоронением снимали с умершего и бережно хранили. Считалось, что ими можно лечить скот, они полезны при укусах змей.

По назначению сакты можно поделить на две группы, сакты для рубах, которые носили и мужчины и женщины, и сакты для покрывал. Сакты для покрывал более крупные 5-25 см и более нарядные, носили женщины.

Напишу подробней о самых популярных видах сакт.
1. Сакта для рубашек, небольшие 2-5 см в диаметре, простые плоские с рисунком и без него, есть конусообразные или зубчатые по краям.

2. Совиная сакта старинное мужского украшения балтов, служившего застежкой для верхней одежды, датируется примерно 8-9 веком. На территории Латвии было найдено самое большое количество таких сакт.


В 2007 году в Латвии даже была выпущена в обращение монета достоинством в 1 лат с изображением совиной сакты.

2. Подкововидная сакта - самая распространенная сакта в 12-13 веках. Такие сакты носили и мужчины и женщины.

3. Lapainā sakta - Зубчатая по краям сакта, центральная часть такой сакты украшена кованными листиками и вставными стеклышками. Такие сакты появились в 18-19 веке. Носили эти сакты исключительно женщины.

4. Derību sakta - Помолвочная сакта, особая сакта которую дарили женихи своим невестам при помолвке. В Латвии это были круглые сакты в виде соединенных рук.

5. Сердцевидные сакты также имели символический смысл и нередко дарились невестам в день помолвки.

6. Riņķasakta, кольцевидная плоская сакта с выгравинным растительным или цветочным орнаментом. Встречается начиная с 17 века.

7. Burbuļsakta - Пузырчатая сакта, характерные серебряные сакты чаще всего изготавливались в регионе Видземе. Эти сакты были украшены выкованными по окружности выпуклостями похожими на пузырьки, отсюда и название.

8. Čupu sakta несколько сакт, обычно три и больше, которыми скреплялись наплечные покрывала, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой, скрепленные между собой красной ленточкой.

9. Янтарные сакты изготавливались из куска янтаря и применялись для скрепления ворота рубашки.

10. Сакты времен Югендстиля, появились в начале 20 века в 20- годах во времена первой латвийской независимости, когда на подъеме было национальное самосознание и национальные мотивы повсеместно применялись в современной моде. Эти сакты скорей похожи на брошь в национальном стиле, но тем не менее сохранили название - сакта.

Отдельно хочется рассказать о сактах изготовленных из настоящей пятилатовой монеты, которая чеканилась из серебра 835 пробы в 1920-х годах и использовалась ювелирами как основа для броши к которой припаивался замочек и различные украшения. Кстати профиль девушки изображенной на 5 латах 1920-х годов сегодня красуется на новеньких латвийских евро.

11. Сакты советских времен изготавливались из недрагоценных металлов и помимо дам занимающихся народными танцами и пением пользовались популярностью у латышской интеллигенции.

Как уже говорила фибулы (сакты) встречаются во время археологических раскопок по всей Европе.
Венгрия, 12-13 век "Hungarian National Museum"

Польша, средние века.

Англия или Франция, 13 век.

Норвегия, 20 век.

Россия, копия с оригинала найденного в слоях X-XII веков в г. Новгороде

Археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей пример но начиная с VI в. н. э. По реконструкциям археологов, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала - «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных посто- лов, мужская одежда - из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. Украшения были близки по форме к тем, которые обнаружены археологами в Литве и Эстонии, однако в деталях и в отношении излюбленных форм существовали отличия даже на территориях различных объединений древнелатышских племен.

В период XIV-XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что после вторжения германских феодалов и связанного с этим ухудшения социально-экономического положения латышей значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII - первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды. Особенности их в известной мере восходили к различиям в материальной культуре отдельных племенных объединений, некогда населявших территорию Латвии. Натуральный способ ведения хозяйства и слабость культурных связей в период феодализма способствовали сохранению и развитию местных особенностей народной одежды. Лишь в середине XIX в., в связи с быстрым развитием капитализма, расширением местного рынка и распространением в деревне фабричных тканей, создались условия для их нивелировки.

В латышском народном костюме можно выделить пять главных комплексов: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения одежды.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности латгалами и ливами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части - прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток (в отдельных случаях - в восточной части Видземе - воротник украшается цветной вышивкой); юбка - продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах-с пришитым лифом; наплечные покрывала - внллайне -белые, в некоторых районах с богатой вышивкой (например, крустпилсский тип). Девичий головной убор - красный венок, вышитый стеклянным бисером (в северной Видземе - красные шерстяные ленты для волос). Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей - русских, белорусов, поляков.

Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая (в северной части Латгалии - белая) юбка, виллайне - крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала - «снатене» (snatene ). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние - полотенчатый головной убор (gal - vas auts ).

Третий комплекс аугшземский характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях - земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» (namats ), длинное полотенце, которым обматывали голову.

Распространение четвертого - земгальского - комплекса совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка - клетчатая или полосатая с особым браным узором («цветочным»); виллайне - с богатой тканой каймой, без вышивки; головной убор - шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки - сзади.

Пятый - курземский - комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии цо сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям.

Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой. Курземский комплекс одежды сохранялся особенно стойко, в некоторых районах - вплоть до середины XX в.

Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.

Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.

Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана - короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.

В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны; выделяются богатством отделки мужские кафтаны из окрестностей Мазсалац и Алуксне.

В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных - высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу - так называемую ратене (ratene ).

Выходя из дома, в любое время года, брали с собой перчатки, которые в холод надевали, а в жару затыкали за пояс.

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими ( slengene ) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Довязывание платка на шее - обычай сравнительно поздний, получивший распространение примерно в середине XIX в., причем на западе Латвии больше, чем на востоке.

Женская одежда, начиная со второй половины XIX в., а мужская еще раньше, заменяются одеждой, сшитой из покупных тканей по городской моде. Как исключение, можно привести пример Ницаской, Бартской, Руцавской и Алсунгской волостей, где народный костюм сохранился вплоть до первой четверти XX в.

Наиболее длительное и полное развитие старинные традиции получили в вязаных частях одежды (носки, перчатки и др.).

Со второй половины XIX в. зажиточные крестьяне начинают подражать в одежде дворянам и богатым горожанам-немцам. Постепенно городское влияние проникает во все слои крестьянства. Все чаще для шитья одежды, в первую очередь праздничной, стали использовать ткани фабричного производства, покупные или полученные с фабрики в обмен на шерсть от собственных овец. Рабочая одежда и ткань для нее до недавнего времени изготовлялись дома. Распространению городской одежды способствовали оживленные связи с городом, куда уходила на заработки значительная часть сельской молодежи. По всей Латвии одежда городского типа приобрела определенные относительно устойчивые формы. Широко распространились длинные расклешенные юбки из серой или черной ткани с темными горизонтальными полосами, нашитыми вдоль нижнего края; блузки с длинными или полудлинными рукавами из однотонной или цветастой хлопчатобумажной ткани. В прохладную погоду носили облегающие фигуру шерстяные кофты со складками на бедрах и в верхней части рукавов. Такие же кофты носили пожилые женщины.

В одежде рабочих еще в начале XX в. имелось очень много крестьянских элементов. Это объясняется тем, что значительная часть рабочих, перебираясь из деревни в город, сохраняла домотканую одежду.

Вместе с тем народные костюмы стали использоваться на праздниках песни. Художники того времени пытались провести стилизацию этих костюмов, тем более, что почти на всей территории Латвии (исключая отдельные волости Курземе) народная одежда исчезла. Но модели, созданные художниками и опубликованные в печати, широкого распространения не получили.

В годы буржуазной республики материальное положение играло решающую роль в определении количества и качества одежды у разных слоев населения. В то время как богатые хозяева и члены их семей носили модное покупное платье, большая часть трудовых крестьян и батраки вынуждены были довольствоваться одеждой из домотканой льняной или полушерстяной ткани. Различия проявлялись и в головных уборах: если зажиточные хозяйки и их дочки шеголяли в модных шляпках, то малосостоятельные женщины и батрачки по-прежнему носили платочки.

В мужской одежде имущественные различия проявлялись в качестве материала и количестве предметов костюма; покрой был в общем одинаковым и у богатых, и у бедных.

В последние годы фашистской диктатуры роль народного костюма в формировании современной одежды чрезмерно преувеличивалась. В этот период делались обреченные на неудачу попытки пропагандировать псевдонародные костюмы из дорогих современных материалов, пригодные якобы в повседневной жизни.

В настоящее время проявления классовых различий в одежде исчезли, почти полностью стерлись и различия в одежде горожан и жителей сельских местностей.

В современной женской одежде на первый план выдвигается ее практичность и красота. Форма отдельных деталей одежды сообразуется с требованиями, связанными с трудовой деятельностью. Во многих отраслях производства используется спецодежда. Летом на работе молодые колхозницы носят клетчатые или цветастые платья из хлопчатобумажной ткани, реже - юбку с блузкой. Женщины пожилого возраста носят шерстяные или полушерстяные юбки темно-серого, синего или коричневого цвета, а также пестрые ситцевые кофточки. Среди пожилых женщин весьма распространены передники и головные платки. Молодые горожанки в последние годы часто носят пестрые хлопчатобумажные юбки и одноцветные блузки. Зимой преобладают одноцветные шерстяные или хлопчатобумажные платья. Верхнюю одежду для молодых и пожилых женщин шьют из одинакового материала: весной и осенью-из шерстяной ткани, летом и в дождливые дни носят плащи из импрегнированной хлопчатобумажной ткани.

Летом на работу сельская молодежь ходит без чулок, в спортивных туфлях - «теннисках», кожаных сандалиях, босоножках. В городах летом носят преимущественно босоножки и туфли, часто с чулками. Зимой в деревне носят покупные хлопчатобумажные чулки, шерстяные носки собственной вязки, в городе преобладают капроновые чулки.

Осенью и зимой колхозницы независимо от возраста носят резиновые сапоги и боты. Зимой девушки часто носят лыжные ботинки, а в городе - большей частью теплые ботинки.

Одежда городских работниц не отличается от одежды колхозниц, хотя в городе, естественно, несколько раньше осваиваются модные новинки.

В целом о будничной женской одежде можно сказать, что она подразделяется в зависимости от возраста и характера выполняемой женщинами работы. Платье большей частью покупают в магазинах или шьют на заказ в ателье.

Из практических и гигиенических соображений мужские рабочие костюмы в последнее время шьют из хлопчатобумажных тканей. У рабочих в сельских местностях, особенно у шоферов и трактористов, приняты хлопчатобумажные комбинезоны. Если позволяют условия труда, молодые мужчины носят на работе трикотажные спортивные рубашки, либо рубашки с короткими или засученными рукавами.

Мужские рубашки большей частью уже не шьются дома, а покупаются готовыми. Для рубашек используются различные материалы: хлопчатобумажная белая, полосатая или клетчатая, а также льняная или полушелковая ткани. Хлопчатобумажная ткань, как более дешевая и практичная, употребляется чаще, чем льняная и полушелковая. В последние годы в городах юноши носят рубашки навыпуск без пояса.

Мужчины пожилого возраста одеваются теплее и носят часто даже летом поверх рубашки толстые вязаные свитеры со стоячим воротничком, застегивающиеся спереди.

Мужская верхняя одежда - зимой пальто или полупальто из шерстяной ткани на вате, реже - полушубки, а в дождливое время - прорезиненные и брезентовые плащи.

Летом юноши даже на солнце работают с непокрытой головой; праздничным головным убором служит фетровая шляпа. Пожилые мужчины в теплое время года носят кепи (zokeicepuri ), у стариков иногда еще встречаются картузы. Горожане охотно носят береты и фетровые шляпы. Зимой мужчины вне зависимости от возраста и в городе, и в деревне носят меховые шапки.

Мужчины летом носят кожаные ботинки или туфли, а молодые - также и «тенниски». В редких случаях пожилые люди и дети носят галоши. Зимой на работе в лесу пользуются валенками и сапогами, а осенью и весной - резиновыми сапогами. Носки носят покупные, хлопчатобумажные или шерстяные, домашней вязки.

Высокий уровень материального благосостояния ярче всего проявляется в одежде, предназначенной для выходных дней, праздников и торжеств. Особенно показательна в этом отношении одежда молодежи. Юноши даже в будни, после трудового дня в колхозе или на заводе, отправляются на местные вечера отдыха и в кино в хорошо сшитых костюмах из высококачественной ткани фабричного производства.

Женскую летнюю выходную одежду большей частью шьют из цветастого шелка, узор и оттенок которого подбирают в соответствии с индивидуальным вкусом.

Сельская молодежь следит за модой, поэтому вполне естественно, что праздничная одежда сельской молодежи близка к городской.

Женскую одежду обычно заказывают в районнах или рижских ателье мод, рабочую одежду и простые хлопчатобумажные платья шьют дома. В последние годы в связи с увеличением ассортимента и повышением качества готовой одежды население сельской местности все охотнее покупает ее.

В народных костюмах выступают участники коллективов художественной самодеятельности, певческих праздников. Старинный народный костюм служит неисчерпаемым источником мотивов современной одежды.

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с вами вспоминали национальную одежду Эстонии:
Ну а сегодня предлагаю поговорить о Латвии.

Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось. Хотя археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей начиная с VI в. н. э. примерно. По реконструкциям, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала — «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных постолов. Мужская же — из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. В период XIV—XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что из-за ухудшения социально-экономического положения значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII — первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды.
В латышском народном костюме их можно выделить пять: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности ливами и частично латгалами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части — прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток; юбка — продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах—с пришитым лифом; наплечные покрывала — внллайне —белые, в некоторых районах с богатой вышивкой. Девичий головной убор — красный венок, вышитый стеклянным бисером или же красные шерстяные ленты для волос. Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей — русских, белорусов, поляков.


Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая или белая юбка, виллайне — крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала — «снатене» (snatene). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние — полотенчатый головной убор

Аугшземский комплекс характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях — земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» - длинное полотенце, которым обматывали голову.

Земгальский комплекс совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка — клетчатая или полосатая с особым цветочным узором; виллайне — с богатой тканой каймой, без вышивки;

головной убор — шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки — сзади.

Курземский комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии по сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям. Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой.


Мужская и женская верхняя одежда"различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.
Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.
Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана — короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.
В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны.
В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных — высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу — так называемую ратене

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими (slengene) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

В традициях и культуре Латвии - варежка символизирует характер и судьбу человека. Поэтому важно выбрать такие символы-обереги, чтобы ваша жизнь сложилась так, как мечтается.
Одним словом - какой орнамент и узор - такая и судьбa

* * *
Сейчас известно около 5500 узоров латышских варежек, ни один из них целиком не повторяется. Могут повторяться элементы узора, но расположение, цвет, рисунок на манжете или резинке, общая композиция рисунка - у каждой пары варежек уникальны.

Официально - в Латвии до 2009 года насчитывалось 553 самоуправления. Сейчас их объединили в 109 краев. Это не просто цифры, так как практически каждое самоуправление - это своя традиция в национальных костюмах и выборе орнамента. Любители этнографии легко распознают какой костюм из какого края...

Мы ограничимся основными четырьмя регионами - Курземе, Земгале, Видземе и Латгале и характерными для них элементами орнамента

КУРЗЕМЕ отличительные особенности
Западный регион Латвии, Курземе - это ветреный берег Балтийского моря с маяками, порты Лиепаи и Вентспилса, пустынные пляжи и рыбацкие поселки в дюнах. Неповторимая архитектура Кулдиги и других Курземских городов - это настоящая национальная гордость страны. Тут находится один из самых широких водопадов в Европе - Вента Румба и конечно красивейшие места для сельского туризма Этнографический регион Курземе охватывает сравнительно большой западный Регион страны, и поэтому в вариантах узоров и в сочетаниях красок отмечается очень большое разнообразие.
Резко отличаются варежки Северной Курземе и Южной Курземе
В Северной Курземе – преобладают узоры - звездочки или солнышко, которые соединены промежуточными узорами-мотивами
Орнамент верхней и нижней части не отличается, но в промежутке между манжетам и варежкой принято включать полоску узора – «перевяз»
Для рабочих варежек характерны мелкие узоры, а вот для подарочных - крупные и с яроко-выраженным геометрическим стилизованным мотивом цветов или звезды
Цвета чаще всего выбирают на контрасте:
Черный– белый
Красный – желтый
Красный – синий
Черный – синий – оранжевый
Черный – зеленый – красный
...а также цветовая гамма характерная для Ливов: светло-зеленый в сочетании с темно-синим.
В Южной Курземе - на темном фоне - черный или темно-коричневый, темно-синий, индиго - используют ярко-красный, зеленый, синий, желтый.
Крупные стилизованные узоры перемежаются мелкими «техническими» квадратиками, полосками, зигзагами.
В «перевяз» между манжетам и варежкой всегда включаются три полоски основного цвета варежки, а сам «перевяз» радикально отличается от основной гаммы варежки
Бахрома – как начало варежки – это отличительная особенность девичей или незамужней женщины.
В остальных случаях варежку принято начинать зубчиками

ЗЕМГАЛЕ отличительные особенности
Центральный регион Латвии, Земгале - тут сплелась история веков: земли древних Земгалов, замок Ливонского ордена, Елгава - до 1917 года Митава, Рундальский дворец. Ну и конечно удивительная природа: национальный парк Тервете со своими древними и самыми высокими соснами, живописное левобережье Даугавы, замки и традиционные для этих мест поместья.
В Земгале чаще чем в других районахвстречается яркая гамма: красный рубиновый, сине-зеленый, зеленый мох, фиолетовый индиго, желтая охра или красный терракот в сочетании с белым или "небеленкой" (естественный цвет козьей шерсти)
Мелкие и крупные мотивы узора - «солнышко», « звезда», «речка» и стилизованные цветы - перемежаются с промежуточными мотивами или продублированными элементами для упрощения вывязывания многоцветных композиций
Манжеты для рабочих варежек редко повторяют сам орнамент ладони. Это, скорее, узоры так называемых «технических» петель, стянутые крестики, жгуты, косички и квадраты или вывязанная «резинка»
Отличительной особенностью Земгальских Праздничных и Ритуальных варежек является вышивка по контуру крупного узора. Начало такой варежки и манжета многоярусное - иногда под бахромой вывязываются зубчики. Для этого выбираются яркие расцветки и сочетания:

Чёрный - серый - бордовый - синий
Синий– зеленый мох – терракот – желтый охра
Белый – черный – красный терракот –фиолетовый индиго
В манжетах Праздничных и Ритуальных варежек Земгале (Аугшземе – юго-западная часть Земгале ближе к Латгалии) могут использоваться мотивы, не повторяющие по тематике орнамент ладони - это самостоятельные и усложненные мотивы.
В таких случаях - граница манжета и ладони выделяется жгутами или лентообразным мотивом., которые так же, могут быть использованы и для разделения общего рисунка ладони на отельные и самостоятельные мотивы.

ЛАТГАЛЕ отличительные особенности
Юго-восточный регион Латвии, Латгале - край множества красивых озер и отличное место для активного отдыха. Так-же Латгалия - это духовный центр католиков, тут расположена знаменита Аглонская базилика и аббатство XVIII века. В августе, в день успения Девы Марии, сюда направляются паломники многих стран мира..
Добавим несколько характерных приемов для Латгале:
В Латгальских варежках доминируют яркие цвета, гамма перекликается с гаммой в варежках Земгале, ее юго-восточной части Аугшземе. В орнаменте популярны мотивы узора без промежуточных полос. Активно используются узоры “Усиньш” “воды Мары” “Солнышко” – узорчатая патентная вязка
Манжеты, преимущественно: лентообразные, жгуты-обручок в один ряд или несколько рядов образуя косички. Возможны так же ажурные полосы, которые могут быть переплетенными или волнообразными имитируя тем самым “зубчики” характерные для поместья Руцавы

ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМА

Любимым украшением латышей всегда была САКТА – медная, латунная или серебряная брошь, отделанная драгоценными камнями – аметистами, рубинами….но чаще всего, конечно же, янтарем.;

Сакта, как говорили в народе, скрепляет дружбой семью, родню. Поэтому её дарили и дарят только близким людям. Сакту очень ценили, она была у любого латыша.
Как бы не печалила Яна
Пустота в его карманах,
Сакту не продаст батрак,
- поётся в одной из народных латышских песен.

Сакты были любых размеров, маленькой застёгивали ворот рубахи, большой скрепляли ”виллайне” – наплечное покрывало.
Формы сакт и традиции их ношения были неодинаковы в разных районах.
На юге Курземе ”виллайне”скрепляли на плече так называемыми ”кучевыми сактами” – набором сакт, наложенных одна на другую
В Латгалии ”виллайне” набрасывали на оба плеча и скрепляли на груди одной большой сактой.
Распространены были кованые сакты с выпуклостями наподобие пузырьков, украшенными гравировкой. Мелкие и крупные выпуклости на сакте образовывали цветочный узор или узор ”солнышко”
В настоящее время латышские мастера работают почти во всех отраслях художественной обработки металла. Их изделия весьма разнообразны: от
монументальных предметов, употребляемых для украшения зданий или улиц, до тончайших ювелирных украшений
И по-прежнему сакта, как говорят модельеры,
собирает наряд, связывает воедино традиционную шаль-накидку и современное платье.

Сакта всегда возглавляет ансамбль, подчёркивает традиционные для латышей зелёные, жёлтые,серые, кирпичные цвета. И, конечно, сакта обязательно входит в праздничный национальный костюм. Не случайно даже самый популярный магазин подарков в Риге называется ”Сакта”.
Сакта - найденная во время археологических раскопках Баусского могильника в 1984 году под руководством Мары Атгазе - это подковообразная брошь с шестигранным кругом и многогранными концами, которые украшены свастикой, была обнаружена в могиле 40-45-летнего мужчины.Судя по инвентарю могилы, умерший был торговцем.
Подковообразные броши со свастикой свидетельствовали об особом статусе и благополучии хозяина

ЛИЕЛВАРДСКИЙ ПОЯС

Тканый пояс, шириной с ладонь, длиной около четырех метров, их несколько раз оборачивают вокруг талии. На первый взгляд – ничего особенного, просто деталь латышского национального костюма. Однако это далеко не так.
Один из самых древних и самых могущественных оберегов - этот пояс был назван Лиелвардским по названию одного местечка под Ригой, Лиелварде, где найден его самый древний образец.
Существуют традиции ткачества Лиелвардского пояса, которые передаются много веков, из поколения в поколение, от одного мастера к другому. Из двух нитей – красной и белой (причем красная нить должна быть шерстяной, а белая – чистого льна) плетется орнамент. На поясе размещается около пятидесяти сюжетов. Они последовательно перетекают от простого к более сложному, от мелкой форме к крупной. Среди элементов орнамента – ветвистые кресты, загзаги, свастики, ромбы.
Существует версия, что это не просто орнамент, а закодированные письмена далеких предков. На поясе содержится около 200 тысяч точек и содержится информация древних о космосе, мироздании, о жизни и смерти. Каждый пояс ткался для определенного человека и был совершенно уникальным. Мастер, владеющий Знанием, ткал пояс с именем его будущего владельца на устах и выплетал орнаментом весь его жизненный путь на фоне общего мироздания....
Лиелвардский пояс делится на 14 блоков. Первый из них – знак рыбы, вплывающей в реку жизни, следующий – знак приобщения человека к социуму, ближе к концу – символ перехода к духовности, символ мудрости, и, наконец, завершающий узор символизирует переход души в мир иной.
На Лиелвардских поясах вытканы одни из самых сложных в мире орнаментов.
В конце 19-века латышский исследователь, писатель, этнограф Андрей Пумпур первым сделал попытку расшифровать информацию, заложенную в латышском фольклоре. Его открытием стало то, что в орнаментах и легендах сокрыты сакраментальные знания.
В конце 70-годов 20 века эстонский художник Тэннис Винтс, будучи с научными изысканиями в перу и Мексике, нашел там пояса с орнаментом. Оказывается, орнамент поясов, найденных при раскопках в Центральной и Южной Америке, абсолютно повторяет орнамент Лилевардского пояса!. Похожий рисунок есть и у некоторых народов Африки. Он отвез пояс на Тибет, где его ждало совершенно ошеломляющее открытие. В одном из монастырей смогли прочесть фрагменты узора Лиелвардского пояса. Получается, что тибетские монахи и люди, жившие на земле Латвии много веков назад, имели единый язык при передаче сакральных знаний и глубинной информации!
В Советское время Латвийский режиссер Ансис Эпнерс (1937-2008) снял об этом событии удивительный фильм, научно-популярный фильм, который так и называется "Лиелвардский пояс".
Загадку Лиелвардского пояса пыталось разгадать не одно поколение исследователей. Не теряют надежду расшифровать древние письмена, зашифрованные в орнаменте, и современные ученые. Хотя есть и другая версия. Тайна Лиелвардского пояса уже разгадана, все письмена прочитаны. Но, так как человечество еще духовно не готово к информации, скрытой в его узорах, содержание орнамента держится в глубокой тайне. Как знать, как знать...

* для эссе использовались материалы из учебников по Итории, Культуре и Этнографическому Национальному Искусству народов Прибалтики

В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах,
однако наглядного описания их литература той эпохи не дает.
Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве
случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно
относились к народному искусству.

С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества.
Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней. Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на
праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.

В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь
латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки
бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который,
кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.

В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину,
так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами
около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.

В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ
собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник,
и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы.
Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной,
но и двое мужчин или две женщины.

В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница),
исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.

Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни.
Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают
грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.

Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик» - круг,
иногда два «садика» — два концентрических круга.

В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке,
вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных
направлениях и обходя друг друга.

В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии,
перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее,
поочередно отдельные исполнители той и другой линии.

Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.

Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе.
Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.

Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает
к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш»
(Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка,
если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис»
(пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками,
которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка»,
в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.

Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились.
Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене,
«Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.

Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по
кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами.
Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары.
Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.

Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др..
Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом
исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот,
фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца.
По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные,
без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.

Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе.
У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой;
праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.

Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки,
иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами.
Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через
плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта».
Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник,
иногда низенькие, в виде ободка.

Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались
для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка,
более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы,
наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога.
Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки,
свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась
елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками,
ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.