Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста. Елисейка, клуб заботливых мамочек Видео: Развитие мелкой моторики с помощью песка

Светлана Мясникова

Середина лета, июль. Веселой гурьбой на улицу высыпали мои воспитанники из второй младшей группы детского сада. И тут же, придя на участок своей группы,первым делом милые детки с удовольствием осадили песочницу.

Вооружившись ведерками, совочками, формочками и другими песочными атрибутами маленькие Полины, Лены, Вани, Мишы копошатся в песочнице.

Вместе с детьми, мы - воспитатели,психологи,логопеды помогаем выстраивать на песке города , лепим всякие «вкусности» , или играем в игру «Секретик» . Помните,как в детстве, находили стекло любого цвета, красивые камешки, листики, цветочки, и раскопав совочком раскладывали в песок сначала композицию из найденных «сокровищ» , сверху закрывали стеклышком и засыпали песком . Затем дружной гурьбой рылись в песочнице и искали запрятаные нами же «клады» . Только теперь мы с ребятами вместо стекла используем оргстекло ,оно не травмоопасное.

А вы когда-нибудь задумывались, почему детям так нравятся игры с песком ,чем он их так завораживает? И есть ли польза для воспитанников от игр с песком и если есть , то какая?В чем же она заключается?

Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты : психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.

Специалисты утверждают :

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие,настроить на добродушный лад. Игра с песком , как с мокрым, так и с сухим - успокаивает импульсивных, чересчур активных (гиперактивных) детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

В целях диагностики, а также для коррекции, многие психологи используют в своей работе пескотерапию ,использование которой дает хорошие результаты.

Игры с песком полезны для физического здоровья. Очень полезно ходить по песку босиком . Вспомните,ведь мы с удовольствием бегали без обуви в детстве по песку и траве ,при этом получали прилив бодрости и сил! Всем известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела.

Игры с песком очень нужны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений ребенка. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Т. к,в наше время все острее встает проблема поздно говорящих детей, необходимо для развития речи, кроме занятия с логопедом и чтения книг с родителями а также непосредственного общения взрослого с ребенком и сверстниками :

Рисовать пальчиками на песке различные фигуры ;

Пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика или чашки в другую чашечку ярких цветов;

Рыть ямки, погружать руки в песок;

Искать в песке зарытые мелкие игрушки (игра «Секретик» );

Лепить руками из мокрого песка заборчики , домики, пирожки и т. п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками,листочками,рядом растущими растениями и пр.

Насыпать песок в ведерко лопаткой или ладошкой.

Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Очень много чего можно вылепить из влажного песка : фигурные пироженки,тортики, домики, гаражи, города и др.

Играя в песочнице с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных вопросах, которые обязательно возникают в игровых ситуациях. Вырабатывается навык умения договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права. Все это пригодится в жизни подрастающему человечку.

Вот сколько полезных свойств у песка !Убедила я вас, дорогие мои друзья и коллеги в пользе игры с песком ? Бежим с нашими ребятами из второй младшей группы в песочницу играть! Уверена, вам понравится в нашей песочнице! Предлагаю вашему вниманию наш фотоотчет.

















Публикации по теме:

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной деятельности детей, насыщенной новыми и яркими впечатлениями. Ребенок дошкольного.

«Песочная терапия в детском саду». Знакомство с песком. Игры с песком ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проектное событие): Игры с песком.

Игры и опыты с песком. Наблюдения на прогулке. Творческие задания Игры с песком Опыт 1. Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А.

Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.

Какая детская площадка обойдется без песочницы? Это одно из любимых детских мест для игр. Песочницапритягивает годовалых карапузов, дошколят, и младших школьников. Да и взрослые на пляже не отказывают себе в удовольствии повозиться с песком: пересыпать между пальцами, закопать ноги, почертить на нем линии…

В конце XX столетия даже появилось новое искусство -рисование песком. Между прочим, рекомендуется для всех возрастов в качестве расслабляющей техники, позволяющей снять негативные эмоции . Неужели игры и занятия с песком настолько полезные занятия?

Чем полезны игры с песком?

Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей игры с песком развивают мелкую моторику пальцев , а у взрослых улучшается работа мозга, и как следствие, память, соображение, координация.
Игры в песочнице - это развитие творческих способностей , воображения. С каким увлечением малыши выдумывают различные истории, связанные с песочным замком! А чтобы построить этот замок, нужно приложить немало усилий - вот вам и формирование упорства и аккуратности. Кроме того, психологи утверждают, что контакт с песком снимает эмоциональное напряжение, расслабляет, сообжает сайт. Это как раз то, что нужно не только взрослым, но и гиперактивным малышам.

А сколько ситуаций возникает при детских играх в песочнице! Это и типичные споры «твое - мое», разрушение чужого замка, драка из-за лопатки или формочек для куличиков. Каждый случай дает вашему ребенку маленькую частичку опыта общения в коллективе, учит его правилам поведения.

Одно из любимых занятий взрослых и малышей - закапывание в песок. Такие песочные ванны очень полезны для организма. Они усиливают обмен веществ, улучшают кровообращение и функции органов. Медики рекомендуют песочные ванныпри невралгических заболеваниях , при болезнях опорно-двигательного аппарата , при мышечных болях . Так что валяться на песке не просто приятно, но и полезно!

Во что играть с малышом в песочнице?

Если ребенку от года до трех лет…

В этом возрасте крохе достаточно просто возиться в песочнице: трогать песок, разбрасывать его, насыпать в ведерко и высыпать обратно. Малышу понравится ломать куличики, так что запаситесь терпением! Можно научить ребенка строить несложные конструкции , например, прихлопывать руками песок для получения горки или копать лопаткой ямки. Также ребенку будет интересно делать отпечатки ручек и ножек на песке . Покажите ребенку, как легко сыпется сухой песок и как хорошо лепить что-то из мокрого песка , советует сайт . Так малыш узнает о свойствах песка. Постарайтесь приучить малыша выполнять правила: не брать песок в рот, не тереть глаза пальцами и обязательно вымыть руки после игры.

Если ребенку больше трех лет…

Тут предоставляется огромный простор для фантазии: можно строить замки, крепости, домики, башни. При постройке песочного здания можно использовать веточки, камешки, дощечки. Например, построить замок, выкопать вокруг него ров, а потом залить его водой и сделать откидной мост на веревочках. А можно построить многоэтажный гараж для игрушечных машинок. Готовое сооружение лучше украсить ракушками, мелкими камешками и листиками. Многим детям нравится игра в магазин . С помощью формочек вылепите различные куличики и продавайте их. В качестве денег можно использовать камешки или листья. Магазин легко превратить в ресторан, подавая «блюда» из песка на тарелочках из листьев.

Пришла весна, на улице стало тепло и солнечно, и ребятишки вместе со своими мамами будут проводить больше времени во дворе. Они будут кататься на велосипедах и роликовых коньках, играть в футбол и прятки, бегать и веселиться. Многие малыши с удовольствием окопаются в песочнице и будут сооружать из песка формочки и замки. А вечером смогут и дома создавать интересные картины те дети, у которых есть стол для песка.

Летом на пляже замки из песка строят уже не только дети, но и их родители, и даже бабушки с дедушками. Это занятие творческое и увлекательное, а песок поражает своими широкими возможностями и податливостью. Кроме того, людям иногда так хочется отвлечься от реальности и создать свой идеальный мир, пусть даже такой, который сможет просуществовать всего лишь несколько мгновений.

Психологическое воздействие

Многие психологи и педиатры, например, Карл Юнг и Маргарет Ловенфельд изучали потребность детей в играх с песком. Они утверждают, что песок :

  • улучшает эмоциональное состояние;
  • успокаивает;
  • завораживает;
  • раскрепощает.

Играя с песком, слишком активные дети успокоятся, найдут новый выход своей энергии, а скованные и тревожные смогу проявить себя и перестанут стесняться. Кроме того, песок прогревает различные части тела и таким образом помогает в лечении простудных и аллергических заболеваний. Если ребенок ходит босиком по песку, это будет хорошей профилактикой плоскостопия и многих других болезней.

Развитие речи и воображения

Все знают, что между мелкой моторикой пальцев и умственным развитием детей существует непосредственная связь. У малыша будет лучше развиваться речь, мышление, воображение, внимание и память, если он :

  • рисует на песке;
  • лепит формочки, домики и фигурки;
  • роет ямки;
  • пересыпает песок из одной руки в другую;
  • ищет закопанные игрушки.

Кроме того, малыш сможет проявить фантазию, создавая различные сооружения и научится общаться с другими детьми, играть с ними, делиться игрушками и договариваться.

Игры с песком будут очень полезны для каждого ребенка. Они успокаивают, завораживают и развивают. Главное проследить, чтобы песок был чистым, тогда можно проводить в песочнице много времени.

Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми. Песок обладает удивительным потенциалом. Игры с ним помогают детям развивать интеллектуальные способности, речь, фантазию, координацию движений.

Начинать эту увлекательную деятельность с ребенком желательно уже в возрасте около 1 года.

Итак, как организовать этот процесс, чтобы он приносил пользу?
  • Важно

Прежде чем научиться созидать, кроха пробует разрушать мамины поделки, и это вполне нормально. Таким образом он познает мир. Чуть позже дайте ему понять, что ломать постройки можно только с разрешения ее хозяина.

Для занятий на улице подойдут любая огороженная песочница или чистый участок пляжа. В домашних условиях можно насыпать обычный просеянный, промытый, прокаленный или специальный кинестетический песок в неглубокий лоток или тазик. В целях безопасности игра должна проходить под присмотром взрослого. Нам понадобятся: всевозможная бытовая утварь, совок, формочки и другие игрушки.

  • Играем с сухим песком
Сначала предоставьте малышу возможность ощутить сухое вещество на ощупь. Покажите ему, как песчинки рассыпаются сквозь пальчики. Посыпьте им кисть его руки, ласково приговаривая: "Течет красивою рекой наш песочек золотой". Когда она скроется из вида, весело ее раскопайте. Спрячьте свою ладонь и побудите кроху найти ее.

Карапузу непременно понравится пересыпать материал в прозрачную пластиковую бутылку при помощи воронки, а также просеивать его сквозь сито. Занятия с игрушечной песочной мельницей приведут его еще в больший восторг. Завораживает малюток даже рядовое перемещение субстанции из одной емкости в другую.

Изобразите вместе с ребенком волнистые и прямые линии. Затем предложите провести зайчика или мишку домой по импровизированной дорожке, начитывая стишок:

"Топ! Топ! Топ! Топ! -
По прямой дороге шагают широкие ноги.
Топ! Топ! Топ! Топ! -
По волнистой дорожке ступают узкие ножки"

  • Играем с мокрым песком
Смочив пульверизатором или лейкой благодатную субстанцию, пора приступать к творчеству. Для начала ознакомьте малыша с ее новым пластичным свойством. Продемонстрируйте, как сжимать песок, какие на нем остаются четкие оттиски. Возьмите детскую ладошку и оставьте ею след, потом сделайте отпечаток своей руки и сравните их.

Наибольшим успехом у карапузов пользуется лепка куличиков. Слепите их несколько штук, затем попросите кроху украсить их подручными средствами и вместе полюбуйтесь результатом. Со временем под руководством мамы он научится самостоятельно заполнять формочки и переворачивать их. Такими "пирожными " можно угощать кукол.

Широкую популярность у малюток приобрело сооружение горок, башенок и ямок. Выройте вместе норку для игрушечной зверушки, гараж для машинки. Возведите волшебный замок, мост через ручей и т.д. Можно нарисовать на плоской поверхности картинку, сделать аппликацию на картоне, предварительно смазав контур рисунка клеем.

Заряжаясь целительной энергией песка, дети на глазах умнеют, становятся спокойнее и увереннее в себе. Недаром психологи используют его в своей терапии.