Проблемы поликультурного образования в вузе. Психолого-педагогические предпосылки и проблемы поликультурного образования

Ирина Лесик
Средства поликультурного образования

Актуальность поликультурного образования .

Межэтнические и межнациональные конфликты только в одном, отдельно взятом XX веке принесли человечеству немало бед. Да и в нашем столетии, в век тотальной толерантности, полнейшей информационной свободы и доступности образования парадоксально возникает нетерпимость к другим культурам и традициям. Особенно это касается мегаполисов , где проблема взаимоотношения коренного населения и иммигрантов становится все острее. Именно поэтому во всем мире сегодня в той или иной форме существует поликультурное образование .

Поликультурное образование в России – это образовательная система , которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

Международное сообщество выработало основной его принцип поликультурного образования : человек должен знать свои корни и одновременно с уважением относиться к другим культурам.

Какими способами достигается эта цель, и какие средства поликультурного образования существуют в современном отечественном образовании ?

Наиболее эффективные средства поликультурного образования :

Общение между представителями разных народов.

Литература и устное народное творчество.

Изучение национальной музыки.

Предметы декоративно-прикладного искусства.

Народные игры.

Народные игрушки.

Общение между представителями разных народов – одна из наиболее эффективных форм воспитания толерантности и формирования межнациональной дружбы.

Преимущество образовательных организаций в том , что они по своему составу чаще всего многонациональны, поэтому в молодежном (детском) коллективе надо формировать уважение к национальной культуре, языку, а также к инокультуре и в целом к человеку. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей - период проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат организации.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании педагогом особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать :

Индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

Национальный состав коллектива учащихся;

Проблемы в отношениях между детьми, их причины;

Культурные особенности окружающей среды , этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях .

Литература и устное народное творчество – дают исчерпывающую информацию о менталитете и традициях различных культур.

Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества :

Фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Народное творчество знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа» ;

С помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов . Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки;

С помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Произведения устного народного творчества – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

Фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Изучение национальной музыки.

О важности знакомства детей с музыкой разных народов Д. Б. Кабалевский писал так : «Русские ребята не могут полноценно учиться, расти и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, в среде которого они живут , с которым постоянно общаются, чью разговорную и музыкальную речь постоянно слышат вокруг себя».

На протяжении многих столетий музыка трансформировалась и изменялась, подчиняясь эволюции человечества, но общее начало, исток музыки – жизнь, древние основы (архетипы, отраженные в звуках эмоции и чувства, сделали её доступной для понимания каждого человека, независимо от его национальности. Вспомним слова П. И. Чайковского о том, что музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё на общую пользу. Исторически сложившиеся особенности музыки разных народов не разрушают единого музыкального пространства, а, наоборот, обогащают всеобщий музыкальный язык и музыкальную культуру разных народов мира.

Музыка является одним из богатейших и действующих средств обучения , владеет большой силой эмоционального воздействия, развивает ощущения ребенка, формирует его вкусы.

Формы и методы знакомства детей с музыкой разных национальностей :

Прослушивание песен и произведений.

Презентация «Композиторы» .

Разучивание национальных песен.

Презентация, видеоролики «Танцы народов разных национальностей» .

Разучивание народных плясок, танцев, хороводов.

Знакомство с национальными музыкальными инструментами.

Предметы декоративно-прикладного искусства многое расскажут о традициях и истории народа.

Декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности : гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность : нравы, обычаи, образ мышления , эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.

Посещение национальных музеев.

«Музей, как и книга - это духовное завещание одного поколения другому …» - сказал А. И. Герцен.

Музейная педагогика помогает ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней и извлечь ценный жизненный опыт.

Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны национальной действительности. Музейная педагогика помогает педагогу решать задачи образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса , способствует взаимодействию образовательных организаций с семьей и социумом.

Народные игры - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей , их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства - симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей. Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений.

Народная игрушка способствует расширению мира детства, мира игры, она выводит ребенка в мир взрослой культуры, а также – в мир искусства.

Основы поликультурного образования должны закладываться в самом раннем возрасте. Оно предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку в коллективе. Дети должны не только осознавать, что в их классе или группе учатся дети других национальностей, и каких именно, но должны быть информированы об особенностях их культуры, уметь взаимодействовать с представителями других этносов, способствовать взаимному культурному обогащению.

1

Бессарабова И.С.

В статье актуализируется роль поликультурного образования для современного общества, которое характеризуется обострением этнических конфликтов, нетерпимостью к культурным различиям. На примере России и США автор показывает, что поликультурное образование становится магистральным направлением жизнедеятельности любого многоэтнического и многокультурного общества.

Проблема совершенствования образования принадлежит к числу тех педагогических проблем, которые с течением времени не теряют своей актуальности. Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие события в обществе. Опыт зарубежных стран, в частности США, показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде.

Проблемы терпимости в разных сферах личной и общественной жизни, так же как и ее антипода - экстремизма, являются особенно актуальными в ситуации современной России, которая отмечена ожесточением нравов среди некоторых групп населения, распространением агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности .

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, толерантность и склонность к экстремизму среди россиян могут проявляться в самых разных областях и касаться различных аспектов взаимоотношений людей. Так, в целом, в современной России особенно остры противоречия между богатыми и бедными. Второе место после социально-экономических оснований возможных экстремистских выступлений россиян занимают причины, связанные с межнациональными отношениями .

Данная картина прямо противоположна ситуации в США, где главной причиной противоречий между гражданами страны по-прежнему остается цвет кожи. Даже те цветные американцы, которым удается добиться успеха, ощущают себя не такими, как все. Сегодня афроамериканцы занимают руководящие посты в более чем 300 городах США. Но несмотря на это, они продолжают испытывать чувство отчуждения от белого большинства, поясняя, что им приходится жить в двух мирах, в одном из которых о них судят по способностям, а в другом - главным критерием остается расовая принадлежность. Приведем конкретный пример. Афроамериканцы супруги Грейсоны проживают в престижном районе Нью-Йорка в роскошном многоквартирном доме более восьми лет. Глава семьи занимает пост заместителя мэра Нью-Йорка по вопросам финансов, а его жена является вице-президентом Национального медицинского фонда. По словам обоих супругов, им не раз приходилось испытывать пренебрежительное отношение со стороны белых жильцов своего дома, которые, будучи не знакомы с ними, отказывались впустить их в лифт, принимая за посторонних. В настоящее время в США существуют, так называемые «позолоченные гетто», районы, где проживают состоятельные афроамериканцы (Чэтем в Чикаго, Норт-Портал-Эстейтс в Вашингтоне), так как они по-прежнему встречают препятствия при покупке домов в районах, населенных белыми американцами .

Ситуации, подобные описанным выше, очень точно характеризуются словами Глории Лэдсон-Биллингс из книги «За пределами Большого Дома» (так автор называет мир белых американцев): «Афроамериканцы получили право войти в этот дом, но так и не стали его частью» .

Россия, как и США, является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает около 150 млн. человек. В России проживают более 100 национальностей и этнических групп. Кроме русских, представляющих собой титульный этнос (81%), многочисленными нациями в стране являются татары, евреи, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы и др. В России проживают и малочисленные народы, главным образом, на Севере (ненцы, эвенки, алеуты, негидальцы, ороки, тофалары и др.). Исторически сложившееся национальное и культурное многообразие в нашей стране сказалось на системе основных ценностей отечественного образования, в частности, его обязательности и доступности для всех граждан. В то же время образовательная политика советского периода не отражала реальных проблем в отношении различных этнических групп.

Обратимся вкратце к некоторым историческим этапам развития образования в нашей стране, которые явились предпосылками поликультурного образования в России.

В середине 50-х гг. ХХв. с приходом к власти Н.С.Хрущева многим депортированным народам (калмыкам, чеченцам, балкарцам, российским немцам и др.) было разрешено вернуться на родину. Согласно политике Н.С.Хрущева, все люди, проживавшие на территории СССР, должны были стать русскоязычными. При этом родные языки рассматривались в качестве помехи для совершенного овладения русским языком. Данная идея нашла отражение в Программе КПСС (1961г.), провозглашавшей в качестве главной задачи партии создание «общенародного государства». При этом подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества будет происходить стирание национальных различий, не исключая языковых. Данную политику продолжил Л.И.Брежнев, в период правления которого в жизнь претворялась идея формирования «советского человека». Русификация, т.е. обязательное изучение русского языка во всех учебных заведениях страны, считалась необходимым условием рождения гражданина нового типа. Во всех школах страны основное внимание и финансовые средства были направлены на изучение русского языка. В связи с экономическими потребностями СССР, правительственные структуры проводили политику ускоренного перевода образования национальных меньшинств на русский язык обучения, который приобрел статус языка межнационального общения. Следовательно, языки национальных меньшинств, проживавших в стране, остались без внимания, что явилось причиной потери многими этническими группами своих родных языков и культур .

Данная политика партии и правительства СССР, направленная на ассимиляцию и русифицирование наций, на создание новой исторической общности «советский народ», аналогична политике «плавильного котла», проводимой в США, с целью «переплавить» все национальные, культурные и этнические различия прибывавших в страну иммигрантов, а также коренных американцев (индейцев), обязывая каждого изучать английский язык и англоевропейскую культуру среднего класса.

Вследствие глубоких политических, демографических и социальных перемен в российском и американском обществе, и в мире, которые произошли во второй половине ХХв., ассимиляционистская политика не оправдала себя. На смену ей пришло осознание важности этнического разнообразия как непременного условия культурного богатства и стабильности страны. Терпимость и многообразие стали ориентирами для ХХI века.

В этой связи мировая педагогическая мысль начала разработку соответствующей образовательной стратегии. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе была названа одной из главных в документах ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивалось, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой, - привить ему уважение к другим культурам .

Следовательно, поликультурное образование становится сегодня главной силой, способствующей выживанию и развитию людей не только в России, но и в мире в условиях глобальных антропогенных проблем, этнических конфликтов.

Российские и американские исследователи не дают универсального определения поликультурного образования. Полагаем, что различные подходы к его определению объясняются наличием большого количества трактовок понятия «культура», являющегося ключевым в поликультурном образовании.

Мы систематизировали многочисленные определения поликультурного образования, представленные американскими авторами, по следующим признакам: поликультурное образование - идея, концепция, философия; реформаторское движение; идея и движение за реформирование; область научного исследования .

В целом, отечественные ученые понимают поликультурное образование, как процесс овладения учащимися знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимания общего и особенного в родной культуре и мировой с целью духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности как российского, так и мирового сообщества.

Учитывая взгляды отечественных и американских авторов, наше понимание поликультурного образования сводится к следующему: поликультурное образование - это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: Монография.-Волгоград: Перемена, 2008.364с.

2. Гаганова О.К. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: Дис.... канд. пед. наук. Институт теории образования и педагогики РАО. М., 2003.

3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование-актуальная проблема современной школы//Педагогика.-1999.-№4.-С.3.

4. Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416с.

5. Хайруллин Р.З. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России//http:tatar-history.narod.ru /federal.htm.

6. Ladson-Billings G. Beyond the Big House. New York: Teachers College Press, 2005. 212p.

Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И США: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1115 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Щетинина Надежда Ефимовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность поликультурного воспитания в современной школе"
Дата публикации: 16.06.2017
Раздел: полное образование

«Актуальность поликультурного воспитания

в современной школе»

Статья

МБОУ СОШ № 1 , г. Ессентуки, Ставропольский край

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не

уважать оной есть постыдное малодушие»

(А.С. Пушкин)

Современная жизнь ставит перед образованием сложную задачу -

необходимо воспитать молодёжь в духе мира и уважения всех народов,

сформирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных

национальностей, вероисповеданий, социальных групп, глубоко понимать и

ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки молодёжи

в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает

одно из самых важных мест среди проблем образования на сегодняшний

Что же такое поликультурное воспитание?

Поликультурное воспитание – это:

Противостояние расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости,

ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);

Выбор интернационального воспитания. (А.Н. Джуринский);

Формирование человека, который способен к активной и эффективной

жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает

развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения жить в мире

и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова,

Л.Л. Супрунов).

Специфическими целями поликультурного образования являются:

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной

к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и

гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей

российской и мировой культуры;

Развитие национальных культур и родных языков народов России как

необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и

важнейшей основы становления и функционирования российской

гражданской нации;

Создание условий для развития и сохранения сотрудничества всех

этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и

культурном сообществе, называемая российской гражданской нацией;

Более эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в

условиях федеративного государства и современной цивилизации,

расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения

качества жизни;

Развитие образовательного и профессионального потенциала России,

воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной

интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в

открытом поликультурном мире.

Поликультурное образование - ещё очень молодая отрасль педагогического

знания для России. Лишь за последние 10 лет появилось большое количество

публикаций по вопросам поликультурного воспитания нашего общества и

объективной необходимости перестраивать систему образования, как

школьную, так и вузовскую. Так в 1999 году была разработана и

Л.Л. Супрунова). Согласно данной концепции уже сейчас работает ряд школ

Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии,

Краснодарского и Ставропольского краёв. Идеи поликультурного образования

творчески развиваются педагогами разных городов. В 2003г. принята

Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ (авторы – Ю.С.

Давыдов и Л.Л. Супрунова).

В своих выступлениях В.В.Путин говорит: «Россия – многонациональная

страна. Она является общим домом для христиан, мусульман, представителей

других концессий. Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве.

Такие отношения не просто норма жизни для нашей страны. Это, без всякого

преувеличения является нашим национальным достоянием. И мы бережём

его как зеницу ока. Имея уникальный опыт взаимообогащения культур и

традиций, мы стремимся к развитию диалога цивилизаций, выступаем за

создание более справедливой системы международного устройства,

основанной на принципах равноправия и уважения всех людей вне

зависимости от их национальности или вероисповедания. Такую политику

Россия намерена проводить по всем направлениям…»

Все миграционные перемещения, которые сейчас происходят в России, за

короткий срок изменили социальный и этнокультурный облик населения

нашего города и края в целом. Соответственно изменился и контингент

учащихся в школах. Поэтому, на базе школ края все чаще возникают

поликультурные образовательные центры, способствующие решению

проблем социальной адаптации и образования детей-мигрантов. Здесь

возникает необходимость поликультурного воспитания с дошкольного и

школьного образования.

Поликультурное воспитание – сложное социально-воспитательное явление,

которое требует расширения коммуникативных каналов диады «педагог –

ребенок (подросток, молодой человек) в рамках открытой воспитательной

среды. Это предполагает осуществление педагогического взаимодействия на

трех уровнях:

Первый уровень:

Ориентирован на осознание этнической принадлежности и культивирование

положительных черт «национального характера»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является:

Стимулирование интересов детей к межкультурной коммуникации.

Второй уровень:

Предполагает обогащение знаний о многомерности этнического мира,

формирование положительного образа «этнического соседа»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является

Использование интерактивных технологий обучения;

Создание ценностно-смыслового воспитывающего поля на основе обычаев

и традиций в режиме поликультурного диалога.

Третий уровень:

Включает формирование и развитие осознанного отношения к

межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и

применение коммуникативных умений и навыков в режиме «диалога

культур».

На этом уровне деятельность педагога сводится к:

Формированию позиционности в поликультурной среде;

Стимулированию осмысленного взаимодействия.

Причём формы работы, я считаю, должны быть разнообразными: беседы,

устные рассказы, доклады, сообщения, сочинения о межнациональных

отношениях, экскурсии в музеи национальных культур, проведение концерта

ко дню Народного Единства, конкурсы рисунков, газет, где отражается

история своего народа, конкурсы чтецов (знакомство с национальной

поэзией). Мною был проведён опрос учащихся нашей школы.

Какие вы могли бы предложить мероприятия по поликультурному

воспитанию, которые бы проводились регулярно в нашей школе?

Было опрошено – 100 уч-ся.

1. Уделять большее внимание проведению предметных уроков, классных

часов по поликультурному воспитанию в нашей школе - 40% учащихся.

2. Проводить фестиваль «Национальных культур» - 25% уч-ся.

3. Организовать конкурс-смотр национальных костюмов – 20% учащихся.

4. Проведение школьного конкурса песен и танцев народов Кавказа – 10%

учащихся.

5. Включить в школьную программу по информатике создание учащимися

презентаций, где отражается быт, традиции, культура народов Кавказа – 5%

учащихся.

Одним из главных способов организации поликультурного воспитания

является обеспечение культурологической направленности филологического

образования и введение поликультурного компонента в различные учебные

дисциплины. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное

обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки),

которое не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к

различным способам мышления, чувствования, поведения. Воспитание и

обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и

тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире и

привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам. Мы

сейчас живем в условиях усиливающихся процессов глобализации.

Глобальными сейчас являются такие системы как, экономика, политика,

рынки, миграция населения Земли. От того как качественно укрепляются

межкультурные связи и общения, это и есть основа благополучия,

безопасности и экономической стабильности наций, населяющих нашу

планету. Известен отечественный опыт межнационального сотрудничества.

Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились

многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в

боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в

послевоенном возрождении страны. Так в культурной сфере сотрудничество

обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности пятидесяти

этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В

СССР в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась

вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других

регионах мира исчезли сотни малых культур.

Испокон веков Россия являлась посредницей между различными культурами,

и поэтому русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению

Ф.М.Достоевского) . Всем нам необходимо любить и признавать другие

умственные склады, культурные облики, жизненные идеалы, иные расы и

национальные выражения духа.

Перед российской государственной властью всегда стояла «задача» -

«заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими».

Таким образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом

в современной системе образования, направленной на интеграцию

представителей различных народов, сохранение и защиту этнокультурной

самобытности, и способствует формированию форм толерантного

взаимодействия в обществе.

Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы*

В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова

Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного сообщества. Огромный, казавшийся ранее необъятным мир, в котором около двух тысяч народов и более двухсот стран, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в "глобальную деревню". Сверхскоростные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояния между странами и континентами, мощные электронно-информационные средства позволяют общаться с любой точкой планеты и несут сведения о происходящем в мире, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки товаров до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы.

Глобализация мира - явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой - несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам. что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры. Зачастую это приводит к конфликтам и войнам.

Глобализация с ее противоречивыми явлениями. имеющими тенденцию к усилению. выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. В условиях социально-экономических и политических реформ 90-х гг. складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции.

Вместе с тем принцип открытости общества, непродуманная политика средств массовой информации усиливают воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры. Неподготовленность детей и молодежи к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их этнической идентификации и культурного самоопределения.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов (см.: Поликультурное образование в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 1997).

Огромный разброс в толковании учеными понятия "культура" (существует несколько сотен различных определений) вызывает трудности в раскрытии понятия "поликультурное образование". Отечественные культурологи М.С.Каган, Б.С.Ерасов и" другие выделяют три компонента в общем понятии "культура": материальный, художественный, духовный.

Международная конференция "Образование и культура", организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса). Представляется возможным принять эту трактовку в качестве рабочего варианта для раскрытия сущности, целей, функций поликультурного образования в системе общего (школьного) образования.

Выполнение этой задачи неразрывно связано с анализом соответствующих идей, концепций, теорий в классической философии и педагогике. Идеи поликультурности и поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом.

Большой интерес, например, представляет программа "Панпедия". разработанная Коменским в XVI в. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода (см.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2. С. 383). Существенную часть "Панпедии" составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей (см.: там же. С. 395).

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К.Рериха о "благодетельном синтезе", под которым он понимает "единение культур", создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю.Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.Каптерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П.Ф.Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, "сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному" (Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 421). По Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, "нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим" (там же. С. 56-57).

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения впоследствии были использованы С.Б.Библером, В.Оконем и другими при разработке теории и практики диалогового обучения. Механизмом взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание), по Бахтину, обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного "я" происходит через общение с другими. Установка на развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире.

Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом психологическом, вначале между людьми - как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка - как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей (см.: Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. С. 145).

Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии человека предполагает учет в становлении личности конкретных реалий, определяет значимость в формировании сознания ученика окружающей среды, отношений с людьми, отношения к тем или иным культурным ценностям.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. Задача подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам (см.: Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, 1997. С. 52).

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокулиурных систем.

В конце XX столетия не возникает сомнения в актуальности поликультурного образования, его достойном месте в теории и практике воспитания подрастающих поколений, необходимости активной разработки и уточнении целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента общего образования отечественными специалистами.

Каковы же цели, задачи и основные направления реализации поликультурного образования в условиях современной общеобразовательной школы России? В течение многих десятилетий советская школа накопила ценный опыт интернационального воспитания учащихся. Клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей и подростков разных народов, населяющих Советский Союз, формировали добрые, человеческие межнациональные отношения. Однако закрытость советского общества ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками хотя и самой большой в мире, но все же одной страны.

Глубокие изменения в мире и российском обществе требуют новых подходов к этой проблеме, которые может обеспечить поликультурное образование при условии творческого освоения накопленного опыта.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования: " глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

» создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

" воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:

Отражение в учебном материале гуманистических идей;

Характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; " раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;

Приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Это позволяет им осознать свою уникальность, выработать представление об определенной социальной группе, об общих корнях, об особенностях культуры, языка, быта, верований, норм поведения народа, а также полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения родной культуры. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения.

Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном ему языке, а также право выбора языка обучения.

Освоение этнокльтурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира, В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.

Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном счете способствовать расширению социальной мобильности личности.

Включение в учебные планы школ интегрированных курсов культуры, истории, религии, искусства народов определенного региона поможет понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал.

В содержании общего образования могут быть использованы сведения и идеи религиозного характера. Религия может способствовать формированию общечеловеческих моральных понятий и убеждений при условии, что религиозное просвещение построено на основе равной представленности в содержании образования гуманистических ценностей всех мировых вероучений и осуществляется в форме межкультурного диалога.

Другое направление поликультурного образования - приобщение учащихся к языкам и культурам народов, проживающих как в России, так и за рубежом. В многонациональном Российском государстве особую роль в становлении личности и реализации ее творческих возможностей играет русский язык как язык межнационального общения, имеющий богатые культурные традиции и литературное наследие. Владение языком межнационального общения расширяет образовательные, научные и культурные перспективы личности, включает ее в богатый контекст нравственных образов русской литературы, приобщает к культурным, научным и техническим достижениям России и мира. Очевидно, что развитие национально-русского двуязычия в школе - объективная необходимость, так как оно создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности и ответственности за судьбу российского общества. Обучение русскому языку является важной государственной задачей, решение которой вносит вклад в обеспечение целостности государства, достижение межнационального согласия.

Русско-национальное двуязычие (когда русские изучают язык людей другой национальности, проживающих в России) содействует включению носителей русской культуры в уникальный мир проживающих в России этносов, формированию уважительного отношения к другим народам. Целостность понимания учащимися культурных процессов может быть обеспечена посредством введения в содержание общего образования интегративного курса "Российская литература", в котором представлены лучшие образцы художественных произведений народов России. Курсы по культуре, литературе, искусству отдельных народов страны должны входить в состав предметов по выбору.

Изучение иностранных языков позволяет не только развивать лингвистическую компетенцию, но и знакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка. Важно, чтобы предмет наряду с образцами художественной культуры содержал описание ценностей, обычаев, традиций, норм поведения носителей иной культуры.

Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями других культур, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к культурному сотрудничеству с зарубежными странами. Вместе с тем необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной, в первую очередь поп-культуры, которая насаждает бездуховность. цинизм, жестокость, меркантилизм.

Важно, чтобы школьники узнали, что помимо культуры, имеющей принадлежность к другой стране, существует мировая межнациональная культура, к которой относятся высокая художественная культура. наука (как сумма знаний и мировоззрение), международное право, нормы социального поведения, семейно-брачные отношения. Мировая культура служит доказательством общих универсальных принципов культурной регуляции и специфического претворения этих принципов в жизнь.

Следует научить школьников понимать то. как глобальные проблемы преломляются на локальном уровне, научить их анализировать эти проблемы в конкретном социокультурном контексте, дать им представление как об общем опыте цивилизационного развития, так и его различиях, обусловленных природно-географическими, экономическими, политическими, социальными факторами, этнокультурными контактами и др.

Учебный курс "Всеобщая история" позволяет избежать замыкания на своей собственной истории (что может привести к неприятию другой культуры), организовать диалог культур различных эпох, связать исторический опыт с деятельностью современного человека культуры, с актуальными проблемами современности, определить свое место в современном мире, ощутить восхищение, сострадание, симпатию к героическим событиям, творцам истории.

Изучение курса "Права человека" дает учащимся возможность осознать понятие свободы как ценности и как условия самореализации личности, воспитывает чувство личного достоинства, уважение прав и достоинства людей независимо от национальности, расы. вероисповедания. Курс способствует формированию учений неконфликтного межнационального общения.

Образовательная область "Искусство" обеспечивает получение учащимися представлений о многообразных связях человека и общества с миром искусства, постижение внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных представительных вариантах - искусство, мораль, наука, содействует пониманию механизмов различных национальных культур, осознанию этнических и национальных ценностей искусства, музыки как части мировой художественной культуры.

Содержание учебных курсов "Трудовое обучение", "Техника", "Технология", обеспечивая ознакомление школьников с современными производственными технологиями, овладение ими трудовыми и профессиональными умениями, позволяет в то же время показать производственные, технологические процессы как составную часть духовно-материальной культуры общества на цивилизационном общероссийском и этническом уровнях. В частности, вполне доступно и осуществимо знакомство учащихся с традиционными видами ремесел. Это может быть связано с пониманием их значимости для развития культуры общества и этноса. В процессе учебного, производственного, общественно полезного труда создаются условия для осознания школьниками категории "труд" как права и обязанности гражданина, воспитания уважительного отношения к труду, к трудовым традициям, развития взаимопонимания, сотрудничества, солидарности. Создаются предпосылки для эффективного общения и продуктивной деятельности в многокультурной среде.

В целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами. взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция. культура межнационального общения, конфликт, культура мира. взаимопонимание. согласие, солидарность, сотрудничество. ненасилие, толерантность и др.

Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в них занимают творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии. симпозиумы, групповая и индивидуальная. самостоятельная работа, разработка проектов, ролевые игры, драматизация, тренинги, в ходе которых ученик приобретает опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае ученик становится субъектом учебного процесса, который строится при конструировании непосредственного опыта. Это активизирует его познавательную. эмоциональную и волевую сферу. Важно. чтобы заложенные в поликультурном образовании идеи воспринимались учащимися как "живое знание", наполненное значениями, близкими и понятными им. обретающими для них личностный смысл.

Формирование этнического и гражданского самосознания, планетарного сознания, культуры межнационального общения связано с осмыслением личностью своего места в мире. отношения к родной культуре, осознанием себя как субъекта этноса, гражданина Российского государства и мира. Достижение этого возможно лишь тогда, когда учащийся активно включается в познавательную деятельность, вводится в ситуацию диалога с культурой, с самим собой, со сверстниками, с учителями. Важно, чтобы содержание диалога ставило его в ситуацию выбора и включало жизненно важные вопросы, в ходе которых он изучает себя и других, определяет свои предпочтения, симпатии и антипатии. самостоятельно строит заключения. приходит к определенным выводам и обобщениям.

Диалогическое познание действительности начинается с признания того. что мир полифоничен и многогранен, что существует множество истин, среди которых следует найти те, которые помогают понять себя, осознать необходимость согласовывать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей на основе принципов демократии, справедливости. терпимости к различиям между людьми в обычаях, вероисповеданиях.

Учебный диалог помогает понять, что человеческая цивилизация представляет сложную систему, функционирующую на основе взаимосвязи различных культур, и эта взаимосвязь обеспечивает общий язык для всех людей. В диалоге носитель определенной культуры контактирует с другими культурами и личностями, вбирает или отвергает черты этих культур и людей на основе собственного жизненного опыта, анализа социокультурной ситуации, учебного материала.

В педагогическом процессе важно создать такие условия, в которых ученик начинает соотносить себя не только со своей этнической общностью, но и с другими культурными группами, испытывать соучастие, симпатию, стремление найти способы взаимодействия, желание сотрудничать с людьми, несмотря на имеющиеся различия. Диалог носителей различных культур в многокультурном образовательном пространстве позволяет осознать необходимость руководствоваться в своей деятельности гуманными мотивами.

Диалоговый подход целесообразно использовать также в организации досуговой деятельности. Основные формы этой деятельности: клубы интернациональной дружбы, фестивали культуры; дни дружбы. экспедиции, экскурсии и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач. отражающих культурное многообразие России, мира; вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; театральные постановки пьес, сказок, былин; конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда после распада СССР, в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе и др.

В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны -формировать у них умения и навыки межнационального общения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.

В свете объявленных ЮНЕСКО 2001 — 2010 гг. Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты поликультурное образование приобретает особую воспитательную значимость. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов.

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ — единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному. Педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» .

В ходе историко-культурного процесса диалог вели религиозные различные и идеологические системы, народная и профессиональная культура, диалогичны были взаимоотношения отдельных национальных культур и культурных эпох. Диалог шел по времени и в пространстве, он пронизывал ткань истории и культуры по вертикали и горизонтали. Диалог выступал как самостоятельный литературный жанр, как форма научного трактата, а диалогичность — как внутреннее свойство текстов, созданных различными искусствами.

Таким образом, мы можем констатировать, что отношения между культурами могут быть различными:

а) отношения одной культуры к другой как к некоему объекту, в результате
наблюдается чисто утилитарное отношение одной культуры к другой; .

б) отношения неприятия одной культуры другой,

в) отношения взаимодействия и взаимообогащения, т.е. отношения культур
друг к другу как равноценным субъектам.

Следствием культивирования первого типа отношений в обществе является укоренение в общественном сознании представителей культуры, которая выступает в функции объекта, комплекса неполноценности, вплоть до самоотречения от своей самобытности, к добровольному подчинению другой культуре — таковы явления англомании, франкомании, германофильства и др. В результате культивирования в обществе отношений второго типа возникают эгоцентрические, самовлюбленные, даже шовинистические культуры, замкнутые на себе и не желающие иметь дело с другими культурами, якобы «неполноценными», «низшими», «некультурными». Поликультурное образование базируется на третьем типе отношений.

Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру.

«Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой её существованию. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждуюгруппу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания» .

Ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом.

Культурные особенности не нарушают — единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции.

Незнание культуры той или иной группы или её уничтожение обедняет человечество целом. Необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать её уважение.

Все культуры составляют единое целое в общем, наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает.

В процессе поликультурного образования мы сталкиваемся с дифференцированными единствами культуры прошлого, настоящего и будущего, которые могут быть осмыслены лишь в их исторической преемственности и взаимосвязи.

При этом взаимное отталкивание, полемическая предубежденность старого и нового в культуре, борьба сменяющих друг друга культурных систем за господство над умами и чувствами людей не могут отменить ни их преемственности, ни их взаимопритяжения, ни аккумуляции общего ценностно-смыслового содержания всех культур в качестве единой культуры, т.е. очеловеченного, освоенного человеком мира.

С другой стороны, то же представление о дифференцированном единстве культуры как об открытой системе позволяет осмыслить разноголосые культуры одного времени как содержательные пласты ценностей, значений и смыслов, укорененные в различных исторических эпохах, в разных этапах единого культурно-исторического развития, т.е. выстроить одновременность культурных явлений как исторический процесс, в котором осуществляется смена ценностных критериев.

Интерес и взаимное общение между культурами разных народов в наше время приобретает особе значение, поскольку является первостепенным условием существования современной цивилизации. Г.Шпет в труде «Введение в этническую психологию» говорил о том, что, через особенности национальной культуры можно понять не только законы искусства, но и специфику национальной души, национальных эмоций. Они, отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям .

Целью участников диалога является достижение взаимного понимания при всей возможной разнице занимаемых в этом диалоге позиций. Особенность диалога разноязычных культур состоит в том, что многофункциональность слов одного языка гипертрофируется многообразием вариантов придания значения этому слову в другом языке. Каждый участник диалога в процессе поиска смысла и его вербализации приходит к своей истине. Она может и не совпадать с истиной, открытой другим участником. Важно решить вопрос о принципиальной возможности их единения. Для этого есть предпосылки, они — в наличии общего объекта и общей цели, в общей технологии, в общих способах мышления, средствах познания объекта, общей логике становления и изложения мыслей об объекте диалога. Формирование таких предпосылок способствует поликультурному образованию учащихся, в том числе развитию у них способности к взаимопониманию. Взаимопонимание можно определить как признание взаимной ценности в сходстве и различии, как межчеловеческое и межкультурное взаимодоверие и комплиментарность, взаимодополнимость идеалов и смыслов.

Новые образовательные программы должны предоставлять обучаемым возможность расширения границ их миропонимания, возможность осознания ими относительности мнений и суждений, учить критически подходить к господствующим в обществе представлениям. Преподаватель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

Основной задачей поликультурного образования должно быть развитие способности к межкультурной коммуникации. Цель поликультурного образования в том, чтобы дать обучаемым представление о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры. Другие народы должны рассматриваться не как объекты, а как исторические субъекты.

Обучение межкультурному взаимопониманию не должно ограничиваться информацией об экзотических аспектах другой культуры или пропагандой ценностей плюрализма. Требуется сделать серьёзную попытку понять хотя бы одну конкретную иную культуру.

Межкультурное общение — это особая форма общения, когда два участника акта общения принадлежат разным культурам. Соответственно исследования в этой области касаются в основном трёх проблем: воспитания, язык, невербальные процессы.

Наиболее серьёзным исследованием, рассматривающим поликультурное образование как социальное воспитание и обучение, являются работы Р.Шмидта. Его образовательная программа для начальной школы, имеющая девиз «Терпимость, взаимодействие, солидарность», опирается на результаты психологического исследования процессов изменения отношения к миру и мировоззрения у детей. Шмидт является одним из немногих авторов, затрагивающих психологические предпосылки поликультурного образования. Он активно выступает за использование в качестве метода поликультурного образования проблемной ролевой игры, в ходе которой проявляется несоответствие между осознанными и принятыми на когнитивном уровне знания и эмоциональными спонтанными реакциями. Шмидт формулирует два основополагающих принципа социального воспитания, которые относятся к поликультурному образованию в рамках социального обучения:

Принцип избегания нормативных различий. Необходимо очень осторожно обходиться с инаковостью и чуждостью другой культуры и её представителей.

Принцип «социальной близости». Целесообразно включать в обсуждение актуальные, реальные проблемы и ситуации, чтобы их легче было соотнести собственным опытом .

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:
отражение в учебном материале гуманистических идей;
характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях.
В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка родной культуре, а от нее – к российской и мировой.
Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:
— Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
— Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
— Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.

Таким образом, феномен «поликультурное образование» — специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.

Список использованной литературы:

  1. Балицкая И. В.Поликультурное образование.М.,2001г.
  2. Бахтин Л.М. Два способа изучать культур // Вопросы философии. 1986г. №12
  3. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура. М.,1989г.
  4. Воробьев И.В. диалог культур в контексте единого образовательного пространства// Начальная школа 2002г. №4.
  5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М. Народное обраование,1999г.
  6. Дударев М.И. Воспитание этнонациональной толерантности. М.,2007г.
  7. Иванова Н.И. Социологический аспект понимания ценностей культуры //Диалог в культуре М., 1989г. №5.
  8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982г.
  9. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность в книге «Век толерантности». М. 2001г.
  10. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992г.
  11. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.1992г.

    ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

    Written by: Фахрутдинова Резида Ахатовна, Хабибуллина Дарья Александровна