Физиологические особенности новорожденных детей. Анатомо-физиологические особенности новорождённого

Новорожденный отличается особенным соотношением частей тела.

Голова новорожденного относительно большая. Она составляет 1/4 от общей длины тела, тогда как у взрослых - 1/8. Лицевая часть черепа относительно мала. Окружность головы 32-34 см и превышает на 2-4 см окружность груди. Некоторые швы - сагиттальный и др., как правило, открыты, большой родничок - также, а малый - открыт у 25% новорожденных. У большинства новорожденных головка покрыта волосами. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова расположена прямо на плечах.

Большой родничок имеет форму ромба шириной около 20 мм. Измерять большой родничок следует от одного края до другого (углы часто переходят непосредственно в швы, и измерение в таких случаях неточно). У переношенных детей при передозировке кальция во время беременности и др. родничок может быть небольшим. Иногда, например, при гидроцефалии, кровоизлияниях в мозг, с повышением внутричерепного давления и пр. он достигает огромных размеров. Об этих изменениях, а также о западении или выбухании родничка будет сказано при интерпретации отдельных заболеваний.

С помощью ультразвуковой аппаратуры измеряют битемпоральный размер головы плода - в среднем он увеличивается на 1,8 мм в неделю. Рост головы неравномерен в течение месяцев. Путем измерения битемпорального размера делается попытка определить вес и окружность груди плода еще до родов. Однако для получения точных данных необходимо усовершенствование метода.

Конечности новорожденного относительно коротки - 1/3 от общей длины тела; разница в длине верхних и нижних конечностей почти отсутствует. Конечности располагаются близко к туловищу и согнуты в локтевых и коленных суставах.

Вес и рост , хотя и дают известные колебания, являются важными показателями при оценке развития и зрелости новорожденного. Они зависят от генетических и конституциональных факторов, пола, паритета, срока беременности , возраста матери, режима ее питания, качественных и количественных особенностей пищи и пр. Не без значения и влияние тяжелого физического труда в последние месяцы беременности, профессиональные вредности и пр. Наследственность проявляется больше в отношении роста, чем в отношении веса.

Средние показатели веса и роста новорожденного, по данным многочисленных наблюдений иностранных авторов следующие: 3250-3450 г для мальчиков и 3150-3400 г для девочек. Согласно данным наших авторов, вес варьирует от 3100 до 3800 г (в среднем 3450 г) для мальчиков и от 2970 до 3710 г (в среднем 3340 г) для девочек. Рост колеблется от 50 до 52 см для мальчиков и от 49 до 51 см для девочек и 50-53 см (в среднем 52 см) для мальчиков и 49-51 см (в среднем 51 см) для девочек. Процент доношенных детей с весом менее 3000 г в последние годы становится меньше, а детей с весом более 3000 г - больше. Нижняя граница веса для нормального плода при рождении 2500 г; при весе более 4500 г говорим о детях гигантах. Наибольший вес, отмеченный нами, составлял 7500 г (собственные наблюдения 6800 г, 7200 г).

Вес и рост новорожденного связаны с рядом социальных и экономических условий. Отклонения могут варьировать в значительной степени. За последние десятилетия наблюдается увеличение роста и веса у значительного числа новорожденных. Вес детей при рождении увеличился в среднем на 300-400 г, а длина на 2-3 см. Это обстоятельство ставит новые задачи перед акушерами-гинекологами и педиатрами в отношении борьбы за снижение родового травматизма.

Температура тела у новорожденных в связи с известным несовершенством терморегуляции колеблется в значительных границах. Измеренная per rectum, сразу после рождения, она составляет 37,7 - 38,2°. Температура околоплодных вод (38°) заменяется почти в два раза более низкой температурой воздуха. Поэтому температура тела новорожденного в первые 2-6 ч становится ниже 37°. У здоровых доношенных детей понижение температуры не превышает 1-2°. Наоборот, у недоношенных детей, детей рожденных в асфиксии и др. понижение температуры значительно. Это ведет к замедлению окислительных процессов в организме (отчасти защитная реакция - потребность в кислороде уменьшается). Основными причинами понижения температуры тела, кроме перехода от внутриутробной к внеутробной жизни, являются также и относительно большая поверхность тела (на кг веса у новорожденного приходится в два раза большая поверхность тела), что приводит к быстрому охлаждению, а также недостаточное производство тепла из-за скудного поступления пищи и др. Потеря тепла тесно связана с комнатной температурой, продолжительностью туалета, способом пеленания и одевания, мышечными движениями, плачем и др. Чем физиологичнее протекала беременность, чем раньше и правильнее начинается вскармливание новорожденного, чем лучше организован уход, тем быстрее нормализуется его температура. Как правило, для этого необходимы 2-3 дня. После этой начальной гипотермии остается известная термолабильность - колебание от 0,5 до 1 в сутки, что может продолжаться 1-3 недели. Здоровые, доношенные дети быстрее приспосабливаются к окружающей температуре, чем недоношенные и больные. Сейчас известно, что у новорожденных достаточно хорошо выражена химическая регуляция. Наличие коричневой жировой ткани у недоношенных имеет значение для терморегуляции. Около 80% содержащихся в коричневой жировой ткани жировых кислот с помощью митохондрий метаболизируются в С02 и Н20 в самой коричневой жировой ткани, при этом выделяется большое количество тепла. Не следует создавать условий для охлаждения или перегревания. Это уменьшает защитные силы новорожденного и ведет к нарушению дыхания и кровообращения.

Кожа новорожденного гладкая, эластичная, богата водой. Поверхностно расположенная капиллярная сеть придает ей красноватый цвет. В первые часы после рождения кожа конечностей иногда слегка цианотична, но это не должно вызывать тревоги, если отсутствуют другие симптомы (нарушение дыхания и пр.).

Кожа новорожденных покрыта нежным пушком (lanugo), особенно у недоношенных. Поверхностный роговой слой слабо развит, шелушится и замещается подлежащими клетками основного слоя. Дерма содержит слабо развитую соединительную ткань и скудное количество мышечных волокон. Жировые железы хорошо развиты, потовые - слабо. Восстановительная способность кожи хорошая.

Через кожу ребенок получает первые ощущения тепла и холода, прикосновения и боли. Кожа является и органом дыхания. Выделительная способность ее также хорошая. Защитная функция кожи не достаточно развита, поэтому она часто является входными воротами для инфекции.

Бледный, желто-зеленый или синюшный цвет кожи говорит о болезненном состоянии.

Подкожная жировая ткань хорошо развита, хотя имеются индивидуальные различия. Она накапливается за последние два месяца беременности и быстро увеличивается в первые 5-6 месяцев после рождения. В связи с относительно большим содержанием стеариновой и пальмитиновой кислоты и меньшим содержанием олеиновой кислоты подкожная жировая ткань у новорожденных значительно плотнее, чем у детей более старшего возраста.

Кожные придатки развиваются из первичных эпителиальных зародышевых клеток.

В конце беременности или после рождения первичный пушок, который полностью развивается к 5-6-му эмбриональному месяцу, отпадает и заменяется вторичными, постоянными волосами. Они покрывают кожу всего тела за исключением ладоней, стоп, околоногтевых областей, губ, головки полового члена у мальчиков и срамных губ у девочек. Волосы на голове иногда довольно длинные, иногда едва заметны. Ресницы, а также волосы в ноздрях и в наружном слуховом канале располагаются перпендикулярно, а остальные наклонены к поверхности тела. Каждый волос связан с волосяным фолликулом. Ежедневный рост волос составляет 0,2-0,3 мм.

Образование ногтей начинается с первичного утолщения эпидермиса в конце 3-го, а заканчивается в конце 7-8-го эмбрионального месяца. Особенного различия в отношении строения ногтей у новорожденных и взрослых нет, кроме того, что у новорожденных существует выраженная зубчатость основного слоя ложа ногтя. В момент рождения и в первые дни внеутробной жизни наступает период задержки роста ногтей.

Кожный пигмент (меланин) образуется в меланоцитах. При физиологических условиях они перерабатывают пигмент, поступающий в них из крови. Меланоциты содержат допа-оксидазу.

Слизистые в период новорожденности нежные, но сухие, так как количество желез в них скудное. Эластическая ткань слизистых слабо развита, содержит обилие кровеносных и лимфатических сосудов. Этим объясняется розово-красный цвет слизистых. Цианотичность или бледность их, как правило, указывает на болезненное состояние.

Мышечная система . У новорожденных она не достаточно хорошо развита. Мышечные волокна тонкие с хорошо развитой интерстициальной тканью. Мышцы у новорожденного составляют 23% от общего веса тела, а у взрослых - 42%. Особенно слабо развиты мышцы конечностей. После рождения прежде всего развиваются мышцы шеи и значительно позднее мышцы тела и конечностей.

Под мышечным тонусом (клеточным и контрактильным) следует понимать состояние постоянного напряжения, характерное для здоровой мышцы. Основная роль мышечного тонуса вообще - участие в поддерживании положения тела в пространстве (поза тела). Кроме того, мышечный тонус является источником продукции тепловой энергии в организме и помогает движению крови в венах. Тонус мышечных клеток обусловливает эластичность и тургор мышечной ткани; контрактильность зависит от иннервации мышц. Мышечный тонус в известной степени является и показателем развернутости легких. При обширных ателектазах,

Кожа новорожденного гладкая, бархатистая, эластичная, нежно-розового цвета. Роговой слой тонкий; эпидермис сочный, рыхлый.

Потовые железы - к рождению сформированы, но выводные протоки недоразвиты, закрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 месяца потоотделения не наблюдается.

Сальные железы - начинают функционировать внутриутробно; их секрет с клетками эпидермиса образует “творожистую смазку”, которая облегчает прохождение по родовым путям. На лице могут перерождаться в кисты, образуя бело-желтые образования - milia.

Волосы - отличаются отсутствием в них сердцевины, поэтому они легкие - “пушковые” (лануго). Располагаются на плечах, спинке, на голове новорожденного; разной длины и цвета и не определяют дальнейшую пышность волосяного покрова.

Подкожно-жировая клетчатка - начинает развиваться на 5-ом месяце внутриутробной жизни. У доношенного новорожденного жировой слой хорошо развит на щеках, бедрах, голенях, предплечьях и слабо - на животе.

Пупочная ранка - остается после отпадения пупочного остатка на 3-4-е сутки. Заживает к 7-10 дню жизни, эпителизируется к 3-4 неделям. Является основными входными воротами инфекции и требует тщательного ухода.

Костно-мышечная система.

Череп . Швы черепа широкие, закрыты не полностью. На месте стыка костей имеются роднички, прикрытые соединительно-тканной мембраной. Между лобными и теменными костями, в месте соединения венечного и стреловидного швов, имеется ромбовидный большой родничок . Его размер (расстояние между сторонами) от 3 до 1,5-2 см. К рождению у всех детей - открыт. Малый родничок расположен между теменной и затылочной костью, открыт у недоношенных детей и у 15% доношенных. Закрывается не позднее 4-8 недели после рождения. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться с 3-4 месячного возраста.

Функция родничка - способствовать приспособлению головки плода к размерам и форме родовых путей матери, путем конфигурации (захождением костей одна на другую), тем самым, защищая мозг ребенка от травмы.

Позвоночник новорожденного не имеет физиологических изгибов.

Мышцы До 3-4 месяцев характерен физиологический гипертонус мышц-сгибателей, поэтому возникает поза флексии (эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Движения хаотичны, не скоординированы. По мере роста ребенка, крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие.

Дыхательная система - несовершенна.

Носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует, что приводит к быстрому нарушению носового дыхания даже при незначительном воспалении. Дыхание через рот у новорожденного невозможно из-за того, что большой язык оттесняет надгортанник кзади.


Придаточные пазухи носа развиты слабо или отсутствуют, поэтому синуситов у новорожденных практически не бывает. Глотка узкая и мала. Лимфоглоточное кольцо развито слабо. Но слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ее со средним ухом, короткая и широкая, что способствует частому развитию такого осложнения, как отит. Гортань широкая, короткая, воронкообразной формы с отчетливым сужением в области подсвязочного пространства. Голосовые связки над гортанью короткие, голосовая щель между ними узкая. Эти особенности способствуют быстрому развитию стеноза гортани при ларингите. Трахея узкая, хрящи мягкие, податливы, могут спадаться и вызывать, так называемый - “врожденный стридор” - грубое храпящее дыхание и экспираторную одышку. Бронхи сформированы, хрящи мягкие, склонны к спадению. Правых бронх - продолжение трахеи, короче и шире левого, поэтому инородные тела чаще попадают сюда. Легкие богаты рыхлой соединительной тканью, малоэластичны, маловоздушны, богаты кровеносными сосудами, поэтому склонны к развитию отека, ателектазу (спадению альвеол) и эмфиземе (перерастяжению альвеол).

Для новорожденного характерен диафрагмальный тип дыхания: поверхностное, частое, аритмичное. Частота дыхания 40-60 в минуту; соотношение частоты дыхания и пульса (ЧДД: ЧСС) = 1: 2,5-3-3,5.

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности: есть; спать; пить; выделять; двигаться; общаться; избегать опасности; быть чистым; быть здоровым; поддерживать постоянную температуру тела.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного

Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ.

Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были хар-ны для периода новорожденности:

1) обильное кровоснабжение

2) сниженные защитные ф-ции

3) несовершенство регуляторных ф-ций нервной и эндокринной систем.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

К моменту рождения наименее развита. Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть, у взрослого 1/40 часть. Борозды извилины сформированы, выражены слабо с возрастом, становятся многочисленнее, рельефнее, особенно в 5-6 лет. Мозжечок развит слабо. Движения ребенка не скоординированы. Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют, ткань мозга богата водой, кровоснабжение ее более интенсивнее, чем у взрослых. Артериальная сеть развита лучше, чем венозная. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослого. Спинной мозг развит лучше, чем головной. Хорошо выражены условные рефлексы.

КОЖА И ЕЕ ПРИДАТКИ

Роговой слой тонкий, эпидермис сочный, рыхлый. Кровеносные сосуды кожи широкие, образуют густую сеть. Потовые железы сформированы, но протоки их развиты слабо и покрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 мес. потоотделения не наблюдается. Сальные железы ф-ционируют еще внутриутробно, их секрет образует «творожистую смазку». Ф-ции кожи: защитная, выделительная, терморегляторная, дыхательная, восстановительная, витаминообразующая. Пупочная ранка после отпадения пупочного остатка остается на 3-4-е сутки. Заживает к 7-10 дню жизни, эпителизируется к 1 мес.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Бедна минеральными солями, много воды и органических вещ-в. Кости гибкие, редко ломаются, но легко деформируются. Большой родничок находится между лобными и теменными костями, закрывается к 1 году. У всех доношенных все боковые роднички закрыты. Родничок нужен для мягкого прохождения по родовым путям. Позвоночник не имеет изгибов, прямой. Зубы не видны, но имеют зачатки. Формула x=N-4, где N- число месяцев ребенка до 24 месяцев (к 2 годам) молочный прикус (20 зубов) полностью сформирован.

Меры по предупреждению деформации костей у детей 1года жизни:1) Рациональное грудное вскармливание. 2) Длительное пребывание на свежем воздухе. 3) Массаж и гимнастика. 4) Адекватные физические нагрузки. 5) Сон на твердом матрасе без подушки. 6) Смена положения на руках и кроватке. 7) Свободное пеленание.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Носовые ходы малых размеров. Нижний носовой ход отсутствует из-за нависания носовых раковин. Глотка узкая, но слуховая или Евстахиева труба, которая соединяется со средним ухом вследствие этого у детей часто бывает отит Гортань короткая, широкая, воронкообразной формы с сужением в области подсвязочного пространства. Голосовые связки короткие, а голосовая щель узкая вследствие чего появляется стеноз гортани часто при ларингите. Трахея узкая, хрящи мягкие, могут спадаться и могут вызывать врожденный стридор – грубое храпящее дыхание с экспираторной отдышкой. Бронхи мягкие, склонны к спадению. Правый бронх является продолжением трахеи.Легкие малоластичны, маловоздушны, склонны к развитию отека, ателектазы, эмфиземе. Диафрагма расположена выше, чем у взрослых.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Сердце -20-25 г. Сосуды развиты хорошо, однако артерии лучше развиты, чем вены. Пульс относительно ускорен, аритмичен, считаться за 60 сек. АД систолическое-70/75 мм.рт.ст.

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Почки анатомически незрелые. Мочеточники более широкие и извитые. Мочевой пузырь расположен относительно выше, чем у взрослого. Мышечный слой развит слабо вследствие этого появляется непроизвольное мочеиспускание из-за недоразвития регулирующей ф-ции ЦНС. Мочеиспускательный канал-0,5-1 см у девочек, 5-6 см у мальчиков.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В полости рта есть много приспособлений – подушечки Биша – жировые комочки в толще щек, валикообразное утолщение вдоль десен, складчатость на слизистой оболочке губ, относительно большой язык. Слюноотделение слабое. Пищевод 10-11 см воронкообразной формы. Желудок имеет те же отделы, что и у взрослых. Сфинктер входной части желудка, кардиальный, развит слабо, а пилорическая часть развита хорошо вследствие этого бывают срыгивания. Объем желудка 30-35 мл. Ребенок рождается со стерильным кишечником. Микрофлора зависит от вида вскармливания. Первородный кал-меконий-густая вязкая масса темно-зеленого или оливкового цвета, без запаха, выделяется 2-3 дня жизни. При грудном вскармливании с 4-5 дня жизни стул 1-4 раза в сутки, мазеобразный, однородный, золотисто-желтый с кисловатым запахом. При искусственном вскармливании – 1-2 раза. Стул плотный, светло-желтого цвета, однородный, с гнилостным запахом. Печень – самый крупный орган, который занимает половину брюшной полости, выступает из под правого подреберья на 1,5-2 см.

Основные проблемы периода новорожденности

Пограничные состояния новорожденных

Транзиторные (физиологические) – не являются заболеваниями, но требуют больше внимания и необходимых мер.

1)Физиологическая убыль массы тела у 100% новорожденных и проявляется на 3-4 день жизни, макс. соотв. 10% от первоначальной массы, а к 7-10 дню вес восстанавливается.

Причины: мало ест, выделение воды через кожу и легкие, потеря воды с мочей и калом, срыгивание околоплодных вод, усыхание пуповинного остатка.

Тактика: раннее прикладывание к груди, кормление по требованию, борьба с гипогалактией, контроль веса ребенка.

2) Транзиторная эритема кожи (покраснение)

Простая – покраснение кожи из-за расширения сосудов кожи вследствие мощного воздействия факторов внешней среды на кожные рецепторы новорожденного. Сохраняется от нескольких часов до 1-2 дней.

Токсическая (аллергическая реакция) – возникает на 2-5 день жизни в виде гиперемированных пятен, папул, везикул, кроме ладоней и стоп. Сыпь угасает через 2-3 дня. Может перейти в шелушение.

Тактика: уход за кожей, гигиеническая ванна с р-ром перманганата калия.

3) Транзиторная лихорадка

Проявляется на 2-3 день жизни, Т. 38-39С, жажда, кожа и слизистая сухая. Через 1-2 дня Т. нормализуется.

Причины: мало поступает жидкости в организм, высокое содержание белка в молозиве, перегрев.

Тактика: дополнительное питье 5% р-р глюкозы.

4) Желтуха – окрашивание кожи и слизистых (желтушное) без нарушения самочувствия. Случаев 40-60%. Появляется на 3 сутки. Максимума достигает на 4-5 сутки. К 7-10 дню жизни исчезает.

Причина: распад «отсулживших» внутриутробных эритроцитов с выходом из них гемоглобина, из которых образуется билирубин, т.к. печень временно не способна перевести непрямой билирубин (ЯД!!!) в прямой, поэтому он накапливается в крови и переходит в ткани и прокрашивает их.

Тактика: контроль за состоянием, дополнительное питье 5% р-р глюкозы, УФО.

5) Гормональный криз – переход половых гормонов матерей в кровь плода в антенательном и интранатальном периодах или поступает с молоком матери. Может проявляться в виде: 1) физиологических мастопатий у мальчиков и девочек. У ребенка наблюдается симметричное нагрубание молочных желез без признаков воспаления, из сосков сероватые выделения. Проявляется на 3-4 день, максимума достигает на 7-8 день, исчезает через 2-3 недели. 2) у мальчиков-отек мошонки, у девочек-больших половых губ. Проходит симметрично без лечения. 3) вульвовагенит у девочек – выделение из половой щели серо-беловатого выделения, иногда коричневого. Появляется в первые дни жизни, исчезает к 3 дню.

Тактика – уход за кожей.

6) Угри (милиум) – закупорка сальных желез обильным секретом. Выглядят как беловато-желтоватые узелки размером 1-2 мл. Чаще располагаются на крыльях носа, переносице, лбу, подбородке. Держится до 2-4 недель. Лечения не требует.

Тактика – 2-3 раза в день обмывают слабо-розовым р-ром перманганата калия.

7) Мочекислый инфаркт почек - отложение мочевой к-ты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев. Причина - распад большого кол-ва клеток в особенности белкового обмена. Моча становится мутной, желто-коричневого цвета. На пеленках после высыхания желтое пятно или песок. Обнаруживается на 3-4 день жизни. В течение 7-10 дней исчезает.

Тактика – питье 5% р-р глюкозы.

Практическое руководство по уходу за новорожденным Жанна Владимировна Царегерадская

Физиологические особенности новорожденного

Физиологические особенности новорожденного

Срыгивания

Срыгивания новорожденных являются результатом незрелости нервной системы и слабости кардиального сфинктера, находящегося между желудком и пищеводом, В результате непроизвольных спазмов диафрагмы сфинктер не удерживает содержимое желудка, и оно изливается из ротовой полости.

Нормой для возраста от одного до четырех месяцев считается срыгивание после каждого кормления или перед кормлением, при перевороте на живот или изменении положении тела в объеме одной столовой ложки и однократно в день «фонтаном», т. е. рвота в объеме более трех столовых ложек. Чтобы проверить, какой именно объем молока срыгнул малыш, надо вылить одну столовую ложку воды на пеленку и сравнить пятно от воды с размером пятна, образовавшегося после срыгивания. Не следует переживать, что малыш срыгнул все молоко, которое он высосал. Он может срыгнуть только молоко, находящееся в желудке и пищеводе. Молоко, эвакуированное в кишечник, благополучно осталось в его организме. При нормальных срыгиваниях не следует ставить ребенка столбиком после каждого кормления, чтобы их избежать. Если ребенок часто и обильно срыгивает, но при этом часто писает, хорошо себя чувствует и нормально набирает в весе - угрозы обезвоживания нет. В норме срыгивания могут сохраняться до пяти-шестимесячного возраста.

Икота

Икота новорожденных связана с непроизвольными сокращениями диафрагмы и, прежде всего, является наследием внутриутробной жизни. Находясь у мамы в животе, младенец привык к периодически возникающей икоте, и это состояние не доставляет ему никаких негативных переживаний. У зрелого ребенка икота не является признаком переохлаждения, потому что икать может и хорошо согретый малыш. Такую икоту, без признаков охлаждения, родители наверняка наблюдали и сами, но не придавали этому значения. При охлаждении начинают икать только не зрелые дети - недоношенные или маловесные.

Особенности стула

У младенца, находящегося на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, до шести месяцев жизни стул может быть любой частоты и вида. Он может быть кислым с комочками створоженного молока, зеленым, пенистым, со слизью и кровяными прожилками (микротравмы прямой кишки), желтым сметанообразным и т. д. Он может быть очень частым и появляться во время, после или между кормлениями, а также очень редким - один раз в 2–7 дней. Ни количество, ни вид стула, ни частота его появления не должны волновать родителей до шести месяцев.

Мочеиспускания

Частота мочеиспусканий. Очень важно следить за частотой мочеиспусканий младенца. Периодически, примерно один раз в неделю, необходимо считать пеленки или ставить галочки, отмечая каждое мочеиспускание. В норме у малыша должно быть примерно 12–15 мокрых пеленок в сутки. Настороженность должно вызывать снижение количества мокрых пеленок до 6–8 штук в сутки. Это нижняя граница нормы, при которой можно сказать, что обезвоживания нет, но это не означает, что питание малыша достаточно.

Мочеиспускания и сон. Во время глубокого сна малыш не мочится. Мочеиспускание происходит перед пробуждением, во время или сразу после него.

Особенности сна новорожденного

Новорожденный малыш практически все время спит. Общая продолжительность сна новорожденного составляет 18 часов. У него есть дневной и ночной ритмы. Дневной ритм начинается примерно в 8 - 10 утра и заканчивается примерно в 23 часа. Ему на смену приходит ночной ритм, который длится примерно с 23 часов до 8 -10 утра. В течение дневного ритма новорожденный пробуждается каждые 1–1,5 часа, чтобы приложиться к груди, пописать и снова уснуть. Ночной ритм отличается от дневного тем, что промежутки между пробуждениями удлиняются.

Главной особенностью сна новорожденного является высокий процент парадоксального, т. е. поверхностного сна - до 80 %. Во время парадоксального сна новорожденный ведет себя более беспокойно, чем взрослый. Кроме этого, у новорожденных и детей в возрасте до трех месяцев нет хорошо выраженного глубокого медленного сна. Выраженный глубокий сон появляется у детей лишь к шести месяцам. Именно потому, что новорожденный спит поверхностно, для организации его сна чрезвычайно важно учитывать следующее:

Малыш погружается в глубокий сон примерно через 20 минут после начала засыпания;

О погружении в глубокий сон свидетельствует общая расслабленность, отсутствие движения глаз, мимики лица, движения конечностей;

Новорожденный быстро переходит из глубокого сна в поверхностный, поэтому стоит попытаться переложить спящего малыша с рук на кровать, как его сон станет беспокойным. Чтобы не нарушать сон младенца, рекомендуется укладываться спать вместе с ним, а когда он заснет, аккуратно от него вставать;

Сон бывает наиболее спокойным, когда присутствует запах матери;

Укладывая новорожденного спать днем отдельно, необходимо тесно уложить с двух сторон от него подушки или валики, чтобы воспроизвести условия приятной тесноты;

Для снижения тревожности и обеспечения тактильных стимулов для нормального роста нервной системы необходимо организовать ночной совместный сон с матерью;

Совместный сон с матерью является профилактикой спонтанной детской смертности в результате остановки дыхания. Новорожденный дышит неравномерно, он делает дыхательные паузы. Возобновить дыхание после паузы позволяет тактильная стимуляция. Совместный ночной сон с матерью обеспечивает непрерывную тактильную стимуляцию, а значит и равномерное дыхание младенца.

У новорожденного, начиная с седьмого дня жизни, появляется выраженный продолжительный ночной сон, который длится пример но с 23–24 часов до 8-10 утра. В течение ночного сна ребенок три - четыре раза проявляет сосательную активность. Проявляя желание приложиться к груди, малыш не пробуждается, просыпаться приходится кормящей маме. Единственное время, когда малыш до трех месяцев проводит в состоянии глубокого сна - это первые ночные часы, т. е. с 23–24 до 3–4 утра.

Явления периода новорожденности

Мастит новорожденного

У новорожденных, как у девочек, так и у мальчиков, в течение первых 14 дней жизни может возникнуть уплотнение грудных желез. Мастит новорожденных - это физиологическое явление, не представляющее опасности для ребенка и не требующее специального лечения. Он связан с высоким уровнем гормона пролактина в крови матери во время родов и в первые дни после них. Пролактин отвечает за выработку молока и, передаваясь младенцу сначала через пуповину во время родов, а затем через молозиво и молоко, приводит к набуханию молочных желез. Чаще всего мастит возникает у ребенка практически одновременно с приливом молока у матери, на 3-10 день после родов.

Важно отметить, что физиологические формы мастита возникают у детей в случае биологически нормальных родов и правильно организованного грудного вскармливания в первые дни после них. В этом случае диаметр уплотнения не превышает размера фасолины и уплотнение самопроизвольно исчезает примерно через три - четыре недели после родов.

В случае клинических родов, т. е. родов в медучреждении (тем более в ходе которых осуществлялись различные вмешательства и использовались препараты), и неправильно организованного грудного вскармливания мастит новорожденности может приобрести патологические формы. Уплотнение может быть больших размеров и может при прикосновении вызывать у малыша болезненные ощущения. Если диаметр уплотнения превышает три см, то ребенку необходима помощь, которую может оказать инструктор по обучению материнскому искусству.

«Колики»

Ни один новорожденный или грудной ребенок не пожаловался врачу: «Доктор, у меня болит живот!». Поэтому диагноз «колики» - это не боли в животе, а характерное поведение ребенка. «Коликами» называют продолжительный непрекращающийся плач ребенка в определенное время суток, чаще всего вечером, причем малыша в это время очень трудно успокоить. При этом ребенок может подтягивать ноги к животу и сучить ими, как будто болит живот. Может показаться, что ребенок хочет сосать, но от груди отказывается, сделав 2–3 сосательных движения. У детей с подобной картиной плача может быть активное пищеварение и выход газов. Однако и в спокойном состоянии у них наблюдаются бурления в животе и выход газов, которые не вызывают плача Обычно при более подробном исследовании состояния такого ребенка причина плача остается не ясной. Такое состояние называется «колики».

Родители всегда связывают поведение ребенка при коликах (сучит ногами, начинает плакать при выходе газов и т. д.) с болью в животе. Однако следует учитывать, что у ребенка, в отличие от взрослого, нет локализации боли, поэтому при любой боли он ведет себя одинаково - ведь болит он весь. Например, когда ребенку берут кровь из пальца и болит его палец, он плачет, кричит, сучит ногами и вскидывает руками. То же самое он делает, когда у него берут кровь из пяточки. В связи с этим, можно утверждать, что по поведению ребенка в ответ на болевой раздражитель, который скрыт от глаз взрослого, нельзя с точностью сказать, что именно у малыша болит.

Известно, что «колики» чаще бывают у детей с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или повышение внутричерепного давления. На базе клинической практики психиатров и психотерапевтов было установлено, что «колики» являются проявлением грудничковой мигрени сосудистого происхождения. Типичными симптомами, сопровождающими мигрень, являются усиление перистальтики кишечника, возникновение тошноты, дурноты, рвоты и расстройства желудка. Во время сосания и бурлений в животе головная боль у грудничка усиливается, именно с усилением головной боли в ответ на любой механический раздражитель и связано усиление плача при предложении ребенку взять грудь и выходе у него газов. По этой же причине во время мигренного приступа дети чрезвычайно чувствительны к изменению положения тела.

Вспучивания

Вспучиванием называют болезненное состояние ребенка, связанное с нарушением работы кишечника, при котором идет повышенное газообразование. Причиной вспучивания является неудовлетворительный холдинг, при котором малыш не получает достаточного количества материнского тепла в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что нормальную работу кишечника ребенка обеспечивает не только тип вскармливания, но и согревание животика малыша. Когда мама носит ребенка на руках в правильном положении, прижимая к себе и согревая своим биологическим теплом его живот, она тем самым обеспечивает нормальную работу его кишечника. Если мама недостаточно согревает животик ребенка, то происходит сбой в работе кишечника, который и приводит к вспучиванию. Поэтому профилактикой вспучивания является полноценный холдинг и правильно организованное грудное вскармливание.

Отправление естественных нужд: мочеиспускание и дефекация

Решение родителей об уходе за ребенком в отношении отправления естественных нужд, который включает ношение памперсов и другой одежды, должно быть осознанным. В первую очередь следует знать, что от организации отправления естественных нужд новорожденного и грудного ребенка зависят следующие моменты:

Установление контроля за сфинктерами;

Осознание своего тела;

Функциональное становление выделительной системы.

Успешное и своевременное решение этих психофизиологических задач обеспечивает базу для сексуального здоровья человека.

Каждая из этих позиций является задачей развития, которую ребенок решает на первом году жизни при участии матери. Все эти задачи решаются в несколько этапов путем организации высаживания в соответствии с физиологическими потребностями и врожденными рефлексами ребенка. Высаживанием называется действие матери или опекуна, способствующее опорожнению грудного ребенка.

Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.

Во время родов при прохождении плода по родовым путям у него формируется мочеиспускательный рефлекс, благодаря которому перед мочеиспусканием и дефекацией новорожденный чувствует дискомфорт и начинает проявлять беспокойство или плакать. Это дает матери возможность высаживать малыша по его сигналу и таким образом контролировать работу его сфинктеров. Благодаря материнскому контролю, с первых дней жизни у младенца формируется собственная способность управлять своими сфинктерами. Постепенно мочеиспускательный рефлекс угасает, и к трем месяцам на смену ему приходит способность ребенка самостоятельно контролировать свои сфинктеры.

Осознание своего тела

Новорожденный не знает, что у него есть тело. Он не знает, что у него есть лицо, руки, ноги, голова и т. д. Примерно в два месяца ребенок обнаруживает, что у него есть руки, за которыми он начинает наблюдать, и начинает внимательно слушать свое тело в момент, когда выходят газы или когда он опорожняет кишечник. С этого момента малыш начинает понимать: «Это происходит у меня!». К трем месяцам ребенок уже контролирует работу сфинктеров, не понимая их точного расположения на своем теле, но уже точно зная, что этот процесс происходит у него. Далее, примерно в четыре месяца, малыш, ощупывая свое тело, обнаруживает живот, ноги и свои половые органы. Благодаря этому новому знанию о своем теле, ребенок понимает, где именно находятся сфинктеры, которыми он уже умеет управлять.

На этапе осознания половых органов чрезвычайно важно, чтобы малыш нащупал именно свои половые органы, а не одежду, в которую он может быть облачен: памперс или ползунки. Это очень важно, поскольку именно это первое впечатление войдет в его сознание на всю жизнь. Если, в результате изучения своего тела, малыш усвоит тот факт, что у него нет половых органов, а есть памперс или штанишки, это не будет способствовать его психическому и сексуальному здоровью - очень сложно быть адекватным в отношении сексуальности, если у тебя нет половых органов и, фактически, нет пола.

Функциональное становление выделительной системы

У новорожденного и грудного ребенка выделительная система является незрелой. Ее окончательное созревание и функциональное становление происходит к половозрелому возрасту, однако начало этого процесса восходит к периоду новорожденности.

У человека работа почек и мочевого пузыря не хаотичны, а упорядочены во времени и имеют хорошо выраженные суточные ритмы. В их работе есть пики и спады суточной биологической активности, есть определенный ритм мочеиспусканий в фазе бодрствования и мочеиспускательные паузы во время сна. Эти ритмы отчетливо прослеживаются уже у новорожденного. У малыша первых трех месяцев жизни мочеиспускания происходят только в стадии пробуждения и во время бодрствования. С месячного возраста в периоды бодрствования мочеиспускания происходят примерно через каждые 15–20 минут. Во время сна наступает мочеиспускательная пауза. Она присутствует как во время дневного, так и во время ночного сна. Ночные мочеиспускания тесно связаны с грудными кормлениями. Всякий раз, когда малыш просыпается, чтобы приложиться к груди, может наступить и опорожнение. Перед мочеиспусканием малыш обязательно подает матери сигнал, и только в том случае, если мать этот сигнал проигнорировала, он опорожняется самостоятельно - просто от безысходности.

Функциональное становление и регуляция работы выделительной системы в целом происходит при наличии высаживания и материнского контроля. Природа рассчитывала, что после появления на свет работу незрелой выделительной системы младенца первоначально будет поддерживать мать. Постепенно ребенок возьмет инициативу в свои руки и начнет самостоятельно контролировать работу сфинктеров и выделительной системы. Для нормальной работы выделительной системы, а также уретрального и анального сфинктеров, необходимо, чтобы ребенок чувствовал процессы мочеиспускания и дефекации. Если он не будет чувствовать эти процессы, то работа сфинктеров, а вслед за ними и работа всей системы нарушится. Этот механизм был выработан эволюционно, поэтому, нарушая его, мы обязательно формируем те или иные отклонения от нормы, которые впоследствии могут быть заметны в большей или меньшей степени. Если мать высаживает ребенка, она тем самым обеспечивает нормальное развитие выделительной и половой системы и способствует установлению контроля над сфинктерами. В норме уже к трехмесячному возрасту младенец контролирует работу сфинктеров.

Использование памперсов и ползунков

Современное поколение матерей, использующее памперсы, считает удобным не знать, как именно мочится их малыш и что с ним происходит. Однако матери этнических групп, не знающие памперсов, считают, что отсутствие информации о ритме и качестве мочеиспусканий собственного ребенка - это в высшей степени неудобно, поскольку не позволяет ориентироваться в его состоянии. А ведь задача каждой матери, данная ей свыше, вырастить здорового полноценного человека. Сохранить здоровье малыша, нарушая работу какой-либо его функциональной системы, просто невозможно. Если мать понимает важность высаживания для будущего здоровья своего малыша, то она бывает готова пересмотреть свои социальные установки. Пересмотр социокультурных установок на уход за новорожденным не является жертвой со стороны женщины - она абсолютно приспособлена к физиологически обоснованному уходу за ребенком.

В связи с тем, что использование памперсов и ползунков прежде всего связано с формированием полового поведения человека, существуют определенные правила их использования. Памперсы - приспособление для визитов. Поэтому они могут быть использованы для визитов в гости, при приеме гостей, на прогулке и т. д., чтобы мама могла показать красивый костюмчик своего ребенка. Они не могут быть использованы дома для постоянной носки и тем более на время сна, как ночного, так и дневного. Их использование на время сна тем более бессмысленно, что ребенок, как правило, спит абсолютно сухим и мочится лишь при пробуждении.

Как памперсы, так и ползунки, не дадут ребенку возможности познакомиться со своим телом, обнаружить свои половые органы, выяснить, откуда именно появляются выделения, и установить контроль над функциями мочеиспускания и дефекации. Поэтому использование этих предметов одежды должно быть разумным и не мешать ребенку решать возрастные задачи развития. Рекомендовано при любых обстоятельствах с шести месяцев отказаться от использования памперсов, ползунков, трусов и т. д.

Термоадаптация и основы закаливания

Термоадаптация

Ребенок рождается на свет из условий относительно стабильного температурного режима, который существовал в матке. Поэтому новорожденный, привыкший к относительному постоянству температуры, должен адаптироваться к новым температурным условиям в зависимости от тех климатических условий, в которые он попал. Термоадаптация - это приспособление новорожденного и грудного ребенка к температурному режиму в условиях внеутробного существования.

Термоадаптация новорожденного происходит за счет контакта с воздухом, т. е. ежедневных воздушных ванн, и контакта с водой во время подмывания и купания, при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мать. Именно она должна постепенно ввести ребенка в мир новых температур и помочь ему к ним приспособиться. С одной стороны она должна продлить для младенца условия внутриутробного комфорта, а с другой - дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мать носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом. Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, за счет чего он принимает кратковременные воздушные ванны, и регулярно подмывает его, обеспечивая контакт с водой. Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Это вырабатывает у малыша спокойную реакцию на воду любой температуры.

Переохлаждение и перегрев

Обеспечивая оптимальную возможность термоадаптации, в то же время мать должна оберегать малыша от сильных воздействий. Регулировка состояния ребенка полностью лежит на ней. Новорожденный является незрелым и не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мать должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева. Недостаточное согревание животика младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, переохлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников.

Перегрев не менее опасен для организма ребенка, чем переохлаждение, и может при вести к тепловому удару. Постоянное пребывание в поле биологического тепла матери за счет неограниченного ношения на руках, совместного сна и грудного вскармливания необходимо ребенку для мягкой термоадаптации и поддержания всех функций его организма. Таким образом, мать следит за температурой окружающей среды к при возможности регулирует ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

Как понять, что ребенок замерз?

Первым ориентиром являются ощущения матери. Температуру окружающей среды мы воспринимаем субъективно. Причем малышу всегда несколько холоднее, чем взрослому человеку. Поэтому, чтобы контролировать ощущения ребенка, мать должна быть одета чуть легче, чем он. Если одежда мамы и малыша приведена в соответствие, т. е. ребенок одет чуть теплее матери, следующими ориентирами являются:

- время, поскольку ребенку, если он лежал отдельно от матери, очередная порция материнского тепла требуется каждые 20 минут;

- общий цвет кожи должен быть ровным розовым, она не должна становиться мраморной или синюшной. Этот ориентир не относится к кистям и стопам младенца, которые могут быть синюшными даже у согретого малыша;

- температура кожи при прикосновении должна быть теплой или прохладной, но не холодной. Кончик носа младенца всегда будет холодным, даже если ребенок не замерз, поскольку это самая холодная точка тела. Все сгибательные поверхности должны быть теплыми: под коленом, под мышкой, в локте, в паху. Холод в локтевом сгибе и под коленом говорит об охлаждении.

Закаливание

Благополучная термоадаптация является основой дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание - это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды и, в частности, по отношению к влиянию температур.

У ребенка процесс закаливания обусловлен, прежде всего, условиями жизни и происходит сознательно, а его успешность зависит от устойчивости психики ребенка и своевременной, правильно организованной термоадаптации.

Если родители хотят вырастить малыша выносливым, они не должны испытывать его незрелый организм непосильными и необоснованными нагрузками. Закаливание, как специальная процедура, возможна не ранее исполнения ребенку пяти - шести лет, которая будет успешной только под влиянием примера родителей.

Плаванье и проныривание для грудничков

Плаванье грудничков, несмотря на его широкую популярность, не является положительной и безопасной процедурой. Для грудного ребенка оно чрезвычайно опасно в первую очередь из-за того, что вода, попадая в носоглотку младенца, раздражает слизистые оболочки и приводит к различным воспалениям. Например, маленькие пловцы страдают частыми отитами (2–4 раза в год), чаще других детей болеют менингитом, страдают хроническим насморком, тонзиллитом, гайморитом и т. д. Здесь стоит вспомнить водоплавающих млекопитающих, таких как моржи, морские котики и др. Эти животные гораздо лучше человека приспособлены к жизни в воде, но они рожают своих детенышей на суше и не пускают их в воду до тех пор, пока у них не сменится шкура и достаточно не вытянется мордочка. Ведь маленькие моржата и тюленята тоже могут заболеть отитом и другими неприятными болезнями носоглотки. Помимо носоглотки, вода, далеко не лучшего качества, попадает также и в пищеварительную систему ребенка, что приводит к расстройству функций пищеварения. Поэтому, если ребенок находится действительно на исключительно грудном вскармливании, плаванье ему противопоказано.

Кроме этого, плаванье и проныривание грудничков влияет на развитие вестибулярного аппарата. Погружение младенца в большой объем воды создает у него впечатление о парении в пространстве без опоры. Постоянное переживание этого ощущения, неблагоприятно влияет на формирование у ребенка способности ориентироваться в пространстве и оценивать расстояния. Помимо этого, переживание парения закрепляется на бессознательном уровне и впоследствии приводит к такому психическому нарушению как агорафобия, которая выражается в сочетании страха высоты и открытых пространств со стремлением спрыгнуть с высоты, чтобы воспроизвести впечатление о парении. С бытовой точки зрения наличие подобного расстройства весьма опасно, поскольку в более старшем возрасте оно может стать причиной неконтролируемого поведения ребенка.

автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

Из книги Нормальная физиология: конспект лекций автора Светлана Сергеевна Фирсова

автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

Из книги Терапевтическая стоматология. Учебник автора Евгений Власович Боровский

автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Как сбалансировать гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы автора Галина Ивановна Дядя

После своего рождения ребенок попадает в новую для него среду. Из влажной среды он попадает в воздушную. Температура воздуха не сравнима с температурой, при которой ребенок развивался внутриутробно. Гравитация, масса звуковых, тактильных, зрительных и других раздражителей – ко всему этому многообразию мира предстоит адаптироваться новорожденному ребенку.

Но природа позаботилась об этом. Привыкание к новым условиям существования непременно приводит к изменениям во всех функциональных системах организма ребенка. Физиологические особенности новорожденного ребенка позволяют успешно адаптироваться к окружающей среде.

Новорожденным (neopatus) считается ребенок с момента рождения до 28 дней. Этот период называется неонатальным.

В неонатальный период происходит адаптация ребенка к условиям внешней среды. Устанавливается легочное дыхание, изменяется кровообращение, начинает функционировать пищеварительная и выделительная системы.

С первых дней жизни новорожденного ребенка совершенствуется терморегуляция, перестраиваются ферментные про­цессы. Все эти процессы регулируются центральной нервной системой.

У до­ношенных новорожденных механизм адаптации более совершенен и функционально подготовлен, чем у недоношенных и переношенных.


Признаки доношенного ребенка

Новорожденный ребенок считается доношенным, если период его внут­риутробного развития составил полных 37 недель. То есть ребенок родился на 38, 39 или 40 неделе. Доношенному новорожденному ребенку присущи следующие антропометрические данные:

  • Масса тела доношенного новорожденного ребенка равна или превы­шает 2500 г.
  • Рост — не менее 45 см.
  • Средняя масса тела доношенного мальчика - 3500- 3600 г,
  • Средняя масса тела доношенной девочки 3200-3300 г.
  • Средняя длина тела 49-52 см.


После рождения доношенный ребенок громко кричит

Движения новорожденного ручками и ножками активны. Мышечный тонус хорошо выражен. Присутствует сосательный реф­лекс и все остальные безусловные рефлексы (см. раздел «Основные рефлексы новорожденных»).

Кожа у доношенного новорожденного розовая, эластичная. Подкожный жировой слой хорошо раз­вит. Кости черепа эластичные, боковые роднички закрыты, ушные раковины упругие.

Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лобком и мечевидным отростком. Ногти заходят за кончики пальцев. У девочек большие половые губы закрывают малые, у мальчиков яички опущены в мошонку.


Внешний вид новорожденных

После рождения ребенок попадает в заботливые и профессиональные руки врачей. Для определения состояния ребенка проводится первичный осмотр. Новорожденному начисляются баллы . Криком новорожденного ребенка всегда направленна конкретный раздражитель: боль, голод, холод. Беспокойства врачей может вызвать слабый крик или крик больного ребенка.

У новорожденного здорового ребенка ручки и ножки согнуты в суставах, кулачки сжаты. Это физиологическое усиление тонуса мышц сгибателей, которое обуславливает эмбриональную позу ребенка .


Основные рефлексы новорожденных

У здорового новорожденного ребенка можно наблюдать основные рефлексы периода новорожденности :

Сосательный рефлекс

Если прикоснуться к губам новорожденного появляются сосательные движения. Этот рефлекс жизненно необходим ребенку для самостоятельного питания. При его отсутствии, ребенка первое время вскармливают через зонд.


Сосательный рефлекс

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Если на середину ладони новорожденного надавить большими пальцами, то ребенок открывает рот и слегка сгибает голову.

Ладонный хватательный рефлекс Робинсона

При вкладывании в руку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.


Ладонный хватательный рефлекс

При ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо, руки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (I фаза) с последующим «обниманием» туловища (II фаза).


Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рефлекс опоры

Для того, чтобы проверить наличие рефлекса опоры, ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

Рефлекс ползания Бауэра

Проявляется рефлекс Бауэра в положении ребенка на животе. К его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.


Рефлекс ползания

Защитный рефлекс новорожденного

В положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).


Защитный рефлекс

Рефлекс Галанта

Вовремя первичного осмотра, врач штриховыми движениями пальца проводит пальцами вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.


Рефлекс Галанта

Анатомо-физиологические особенности доношенного ребенка

Рост и вес новорожденного ребенка


Вес новорожденного

После рождения, в течение первых 3-5 дней, первоначальный вес ребенка в большинстве случаев уменьшается на 100-200 граммов и более.

С 4-5-го дня жизни ребенка вес начинает нарастать и обычно к 9-12-му дню достигает первоначальной величины.

Уменьшение веса новорожденного происходит по объективным причинам: высыхает и отпадает пуповина, слущивается верхний слой кожи, выделяется первородный кал. При этом в первые дни новорожденный высасывает из груди матери лишь незначительное количество молока.

На протяжении первого года жизни за весом ребенка очень внимательно наблюдает врачи. Именно этот показатель в первую очередь информирует о нормальном физическом развитии ребенка. Особенно важен вопрос о достаточном количестве получаемой им пищи.

Нормально развивающийся ребенок должен к шести месяцам удвоить свой вес а к концу первого года жизни утроить от первоначального веса.

Рост новорожденного

Нарастание длины тела ребенка следует тем же закономерностям. Наибольшее увеличение роста приходится на первый год жизни — 25 сантиметров, на второй — 10 сантиметров, на третий — 7-8 сантиметров.

Таблица роста и веса новорожденных по месяцам


Голова у новорожденных

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Обычно, после прохождения родовых путей, лицо у новорожденного ребенка отечное. На голове могут образоваться гематомы. Иногда можно наблюдать тремор (видимую дрожь) в области челюстных суставов. Все эти особенности очень быстро пройдут при правильном уходе. Голова новорожденного обычно запрокинута, что также обуславливает внутриутробное положение ребенка.


Роднички у новорожденных

Роднички у новорожденных – это анатомические образования из перепончатой ткани, расположенные на головке малыша. Благодаря наличию родничков головка может беспрепятственно проходить через родовые пути, изменяя свою форму (конфигурацию).

Большой родничок у новорождённого

Большой родничок у новорожденного — это самый заметный из родничков. Он расположен на макушке между лобными и теменными костями. Получил свое название не зря. Размер его достаточно крупный и составляет в среднем 3 см. Форма большого родничка ромбовидная, а при внимательном рассмотрении можно увидеть пульсацию.

Маленький родничок у новорождённого

Маленький родничок у новорождённого расположен в месте соединения теменных и затылочных костей. Выглядит этот родничок как треугольник размером около 5 мм. Часто рождаются дети с уже закрытым малым родничком, у остальных он закрывается течение одного-двух месяцев.

Сосцевидные и клиновидные роднички

Два парных родничка можно обнаружить в височных областях. Это клиновидные роднички . Ещё одна пара родничков, сосцевидных , обнаруживается позади уха. Все они закрываются вскоре после рождения ребёнка и диагностической значимости не имеют.
Функции родничка у новорожденных

Родничок играет важную роль во время родов. Благодаря родничкам головка малыша сжимается и легче проходит через родовые пути.

Ребёнок быстро растёт, а вместе с ним и мозг малыша. Наличие родничка и швов черепа создаёт благоприятные условия для роста и развития мозга. Родничок помогает малышу поддерживать нормальную температуру тела, так как участвует в терморегуляции. При высокой температуре (более 38 градусов Цельсия) родничок помогает охлаждению мозга и мозговых оболочек. Хотя родничок кажется весьма ненадёжным и хрупким, он помогает защитить мозг при падении малыша.


Размер головы у новорожденных

У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 32- 38 см. Она составляет ¼ общей длины тела. Если сравнить с пропорциями взрослого человека, то у взрослого голова составляет 1/8 часть от длины тела. Лицевая часть черепа у новорожденных сравнительно небольшая. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.

Форма головы у новорожденных

В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни.


1-норма, 2-ассиметричная,
3-брахицефалическая,
4 -долихоцефалическая форма

Особенности кожи новорожденного ребенка

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой , выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На плечах и верхней части спины кожа покрыта пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.


Пушок на коже новорожденного

Через 2-3 дня кожа новорожденного начинает шелушиться. Поэтому требуется бережный уход за кожей новорожденного: бережное купание и обработка детскими маслами и кремами.

Цвет кожи новорожденного

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того, что очень близко к поверхностному слою, располагается густая сеть кровеносных сосудов.

На 2-3-4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый. Наступает так называемая физиологическая желтуха . Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через 3-4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную бледно-розовую окраску.


Мышечная и костная система новорожденного

Мышцы у ребенка вначале развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при пальпации.

Костная система ребенка , его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.


Температура тела у новорожденных

Температура тела у новорожденных неустойчива, так как его организм не может вырабатывать достаточно тепла и сохранять его. Поэтому ребенок очень быстро подвергается охлаждению, даже при обычной температуре окружающего воздуха, а также быстро перегревается, если его чрезмерно кутают.

Постепенно новорожденный приспособляется и привыкает к новым для него условиям. Температура тела у него устанавливается 36,6-37°.


Дыхательные органы новорожденного

Дыхательные органы новорожденного еще несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Поэтому правильное положение ребенка во время кормления, систематический уход за носом крайне необходимы для того, чтобы дыхательные пути новорожденного оставались здоровыми.

Дыхание новорожденного

У ребенка дыхание поверхностное. При дыхании он за один вдох вдыхает сравнительно немного воздуха, и чтобы обеспечить кислородом организм, ребенок дышит чаще, чем взрослый.

Воздух, которым дышит ребенок, должен быть всегда чистым, поэтому нужно хорошо проветривать комнату, где находится ребенок, больше быть с ним на свежем, чистом воздухе. Нельзя туго свивать и пеленать ребенка с ручками, так как при этом сдавливается грудная клетка и затрудняется дыхание.


Сердце новорожденного ребенка

Сердце новорожденного ребенка отличается от сердца взрослого тем, что оно работает неправильно ввиду несовершенства нервной системы, хотя ребенок может быть совершенно здоров.

Эта неправильность сердечной деятельности постепенно проходит.

Сердце ребенка раннего возраста относительно больше, чем у взрослого. Сосуды, особенно крупные, относительно шире, чем у взрослого, что облегчает работу сердца.

Сокращение сердца определяется пульсом. Пульс у новорожденного до 140 ударов в минуту, на первом году жизни 130-110, в возрасте 1-2 лет — около 110 ударов в минуту; у взрослого человека — 72-80 ударов. Под влиянием незначительных причин (движения, продолжительный крик, беспокойство и пр.) пульс может резко учащаться.

Количество крови относительно веса тела у грудного ребенка почти в два раза больше, чем у взрослого. По своему составу кровь мало отличается от крови взрослого. Состав крови быстро меняется под влиянием заболеваний, но зато быстро и восстанавливается при выздоровлении. На состав крови влияет недостаток свежего воздуха, питания и т. д.


Движения новорожденных

Новорожденный ребенок не держит голову, производит лишь беспорядочные движения руками и ногами. Движения у него обычно вялые, замедленные. Иногда ребенок вздрагивает и производит быстрые движения руками и ногами. Это нормальное явление. В дальнейшем движения его становятся более плавными.

В первые дни после рождения ребенок много спит и просыпается только для еды.

Слез у новорожденных не выделяется: новорожденный кричит, но не плачет. Мигать он не может.



Изредка у новорожденного можно наблюдать косоглазие, которое постепенно исчезает.

Новорожденный ребенок беспокоится и кричит только по какой-либо причине: обычно если он лежит в мокрых пеленках, если слишком туго завернут, слишком ему жарко или холодно, или его беспокоит животик. Чтобы ребенок перестал плакать, нужно найти причины и их устранить.

В норме развития, ребенок овладевает двигательными умениями по следующему алгоритму:

  • в один месяц ребенок может приподнимать головку
  • в два месяца, крепко ее держит
  • к 3 месяцам ребенок может хватать предметы руками
  • в 4 месяца долго их удерживает
  • К 6 месяцам ребенок сидит
  • к 8 месяцам — стоит, держась за какой-нибудь предмет
  • к 10 — свободно стоит
  • к 10-14 месяцам начинает самостоятельно ходить
  • к 3 годам ребенок преодолевает препятствия, ходит по лестнице.

Уход за новорожденным. Обработка пупочной ранки. ВИДЕО

Купание малыша. ВИДЕО

Учебный фильм «Роддома на Фурштатской» на тему «Купание малыша». Рассказывает Мария Коновалова, врач педиатр Педиатрического центра.

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка

Недоношенным считается ребенок, который родился ранее 38 недель беременности. Новорожденные недоношенные дети, независимо от степени недоразвития, нуждаются в особом уходе, особенно на первых неделях жизни.

Вес недоношенного новорождненного от 500 до 2500 грамм. Длина тела недоношенного ребенка может быть от 27 до 45 см.

Основные клинические внешние признаки незрелого новорожденного:

  1. непропорциональное телосложение
  2. открытые роднички (боковые и малый)
  3. неразвитая жировая клетчатка или ее полное отсутствие
  4. гиперемию кожных покровов
  5. недоразвитие наружных и внутренних половых органов
  6. недоразвитие физиологических рефлексов, характерных для доношенных сверстников
  7. при тяжелой степени встречается слабость или отсутствие мышечного тонуса.

Отличаются такие дети от доношенных новорожденных несостоятельностью, незрелостью практически всех систем и органов организма, вследствие чего для недоношенных младенцев требуется специальный уход.

Причины­­ недоношенности

Преждевременное появление на свет могут спровоцировать многие социальные факторы, а также состояние здоровья будущей матери, ее акушерский анамнез. Статистически выделяют несколько групп факторов риска, при наличии которых женщины имеют высокий риск родить малыша раньше срока:

  • при слишком ранней или поздней беременности (возраст родителей меньше 16-18 или больше 40-45 лет)
  • наличие вредных привычек у женщины
  • плохие бытовые условия
  • наличие профессиональных вредностей
  • высокие риски преждевременных родов могут быть у женщин, у которых интервал между родами составляет менее двух лет
  • хронические заболевания матери
  • патологическое течение беременности
  • аборты в анамнезе, выкидыши, многоплодие, отслойка плаценты

Кроме того, риск рождения недоношенного младенца выше у тех девушек, которые не наблюдаются в женской консультации в период беременности.

Уход за недоношенным новорожденным ребенком

Если ребенок родился преждевременно, в любом случае (независимо от степени недоношенности) должна проводиться дополнительная врачебная терапия.

  • Во-первых, необходимо обеспечить дополнительный обогрев новорожденного ребенка и рациональную терапию кислородом . Для этого в родильном зале младенца немедленно обсушивают стерильными пеленками и сразу же помещают в инкубатор. Недоношенные дети с массой тела при рождении менее 1800г нуждаются в дополнительном обогреве в течение нескольких недель.
  • При перемещении ребенка в палату, температура воздуха должна быть 24-25°C.
  • Купать недоношенных детей следует не ранее двухнедельного возраста. При этом не каждый день, а через день.
  • Для отслеживания состояния и развития недоношенного ребенка, ежедневно проводится взвешивание . Один раз в неделю измеряется рост, окружность головы и груди.
  • Для нормализации мышечного тонуса, уменьшения числа срыгиваний, а также для увеличения концентрации кислорода в крови, недоношенного ребенка нужно как можно раньше выкладывать на животик .

Если недоношенный ребенок здоров, самостоятельно поддерживает нормальную температуру, постоянно прибавляет в весе и достиг 2000 г, пупочная ранка хорошо заживляется, анализы и гемограмма в норме, то он может быть выписан домой. Как правило, выписка здорового недоношенного ребенка производится на 7-9 дней после рождения.

Переношенный ребенок, особенности

Сколько перенашивают ребенка? Время отсчета начинается начиная с 42-й акушерской недели.

Запоздалая беременность может протекать и в нормальном порядке, и в итоге ребенок родится полностью здоровым без каких-либо отклонений.

В таких ситуациях акушеры именуют беременность «пролонгированная», т. е. превышающая срок. Говорят, что иногда ребенку просто требуется большее количество времени для его саморазвития, вследствие этого период беременности идет дольше положенного времени. Такая разновидность беременности считается физиологической и никак не патологической.


Переношенный новорожденный ребенок

Но чаще всего, длительная задержка родов несет в себе опасность для здоровья и матери, и ребенка. Зачастую опасность для жизни у переношенных новорожденных имеется в том случае, если после рождения была диагностирована гипоксия (кислородное голодание) .

Если акушерами установлено, что ребенок перезрел, это значит, что он очень плохо переносит кислородное голодание. Вследствие чего возникают следующие осложнения:

  • потеря массы тела,
  • обезвоживание в первые недели жизни;
  • изменяется наличие гормонов в крови (снижается количество пролактина, кортизола);
  • могут страдать мозговые функции у ребенка (плохое эмоциональное и психическое развитие).
    Внешний вид переношенного ребенка.

Переношенный ребенок, задержавшийся в маминой матке, отличается характерным внешним видом. Так как сыровидная смазка, которая защищает кожу крохи от микробов и облегчает прохождения по родовым путям, полностью отсутствует, кожа переношенного ребенка сморщенная и шелушащаяся, особенно на стопах и ладонях . Цвет кожи — зеленоватый или желтоватый, пушковые волосы тоже отсутствуют, ногти и волосы длиннее, чем ребенка, родившегося в срок.


Из-за уменьшения питательных веществ, поступающих малышу в утробе матери, он рождается худеньким. У переношенных детей кости черепа немного плотнее и родничок затягивается быстрее — но в этом нет ничего страшного, главное — вовремя посетить невролога.

Кроме того, переношенные детки часто опережают других малышей в развитии, они очень активны, легко возбудимы и беспокойны, не редки случаи плохого сна.

Уход за переношенными детьми


Вся специфика ухода за переношенными детьми состоит в более тщательном уходе за кожей новорожденного ребенка. Придерживайтесь следующих правил:

  1. От рождения кожа малыша более сухая, поэтому смазывать ее необходимо чаще. Для этого надо использовать специальные средства для нежного ухода за младенческой кожей: детские крема, масла для сухой детской кожи.
  2. Особенно тщательно нужно обращаться с кожными складками. Чтобы не возникли опрелости, кожные раздражения, складочки тщательно промывайте , просушивайте мягкой тканью. Обсушивать складочки маленького ребенка нужно только промакивающими движениями. Никакого трения! И после всего не забудьте воспользоваться специальными детскими кремами или самостоятельно приготовленным стерильным растительным маслом.
  3. Время от времени, устраивайте ребенку воздушные ванны , оставляя его голеньким, без подгузника. Для кожи такие процедуры очень полезны.
  4. Детей с проблемами кожи очень хорошо купать в ванночке с отварами противовоспалительных трав (ромашка, череда).
  5. И еще одно правило – использование детского мыла не должно быть ежедневным . Для новорожденного ребенка купание с мылом должно быть не чаще 1-2 раз в неделю. Помните, мыло подсушивает кожу, а у переношенных новорожденных, кожа и без того очень сухая и тонкая.

В целом, уход за новорожденным, которого переносили, ничем не отличается от ухода за любым новорожденным ребенком. Что касается приема витамина D, этот вопрос нужно обсуждать с врачом. Все будет зависеть от состояния родничка.

Особенности питания переношенного ребенка

Учитывая все особенности новорожденного ребенка, в питании следует придерживаться двух главных правил:

1 правило – самым полезным и необходимым для переношенного новорожденного будет именно материнское молоко;

2 правило – постарайтесь как можно чаще прикладывать ребенка к груди. Лучше, если он будет кушать почаще, но меньшими порциями.